В связи с запретом на ввоз ряда продуктов из Турции с 1 января 2016 года эксперты считают возможным увеличение контрафакта на период налаживания новых схем поставок. Рассматривают возможные пути предотвращения реэкспорта, в том числе из Беларуси, через которую, по данным Россельхознадзора за 2015 год, в Россию въехали и были задержаны свыше 400 машин с продукцией неизвестного происхождения.
С момента введения Россией в 2014 году продовольственных санкций увеличился поток контрафактной продукции по «серым» схемам и количество реэкспорта, который поступает из Европы в Россию через Украину, Белоруссию, Казахстан. Специалисты прогнозировали, что объем реэкспорта составит 20 млрд долларов. Турция называлась одной из стран, через которую в Россию могут поступать санкционные продукты и товары.
В России по пути защиты потребителей от подделок и нелегальных товаров идут добросовестные производители алкогольной продукции и красной икры. Внедряя системы проверки подлинности, производители обеспечивают безопасность своих покупателей. Это особенно важно понимать, выбирая продукт, который наиболее часто подделывают водку, коньяки. «Масштабную огласку истории с поддельным алкоголем получают из-за смертельных случаев и отравлений, - рассуждает Сергей Мурашов. При этом нелегальные продукты питания, содержащие опасные для здоровья вещества, могут оказывать такое же действие, только протяженное во времени».
По статистике системы бренд-контроля DAT, защищенные товары подделывают крайне редко. Контрафакт быстро выявляется благодаря проверкам покупателей. Сейчас, при импортозамещении и активном спросе на отечественную продукцию, российские компании могут проявить себя как социально ответственные и снабдить потребителей системой проверки подлинности товаров. Продукт проверяется через смс или интернет и покупатель получает информацию о подлинности товара или его подделке.
У российских технологий защиты товаров большой потенциал, который можно использовать в пищевой промышленности. Защитный код удаленных систем идентификации наносится на каждую единицу продукции: бутылку, банку, коробку. Маркироваться может любой товар в индивидуальной упаковке молочная, кондитерская, мясная продукция, консервированные овощи и фрукты, рыбные консервы и др.