В этом году площадка форума "Антиконтрафакт", на котором обсуждаются проблемы незаконного оборота поддельной продукции и инструменты защиты интеллектуальной собственности, расположилась в Ереване, Армении. Четвертый Международный форум «Антиконтрафакт-2016» является дискуссионным клубом для экспертов по защите от подделки, разработчиков новых технологий по противодействию контрафакту, правообладателей, а также государственных органов, заинтересованных в исчезновении серого импорта и нелегальных товаров. Представители системы бренд-контроля DAT в четвертый раз стали гостями форума, принимая участие в круглых столах и предлагая профессионалам отрасли свое видение и инструментарий для защиты от подделок.
Одна из тематических секций форума была посвящена технологиям противодействия контрафакту: методам маркировки продукции и системам прослеживания товаров народного потребления.
При всем богатстве разработанных и реализованных проектов в сфере высоких технологий для противодействия мошенникам, которые паразитируют на интеллектуальной собственности третьих лиц, большинство решений защищает лишь интересы государства и производителей. Потребитель, наиболее уязвимое звено цепочки, остается практически незащищенным. А ведь именно простые покупатели становятся жертвами мошенников.
Эксперты системы бренд-контроля DAT поделились своим взглядом на ситуацию:
- Потребитель, который неосознанно приобрел подделку, теряет денежные средства. Вернуть товар и потребовать свои деньги назад удается далеко не всем пострадавшим от контрафакта.
- Использование подделок может привести к возникновению ущерба. Например, при установке контрафактных запчастей может пострадать двигатель автомобиля. Если садовод-любитель использует некачественные фальсифицированные удобрения, то последствием может стать заражение почвы участка и потеря урожая.
- Для восстановления своих прав потребитель должен потратить значительные временные ресурсы для обращения в различные инстанции по охране прав потребителей, правоохранительные органы и жалобы продавцу. Не секрет, что бюрократические препоны и нежелание продавца контрафакта признавать свою вину и возвращать деньги могут изрядно "потрепать" нервы неудачливому потребителю.
- Подделки, как правило, изготавливаются на подпольных фабриках без соблюдения необходимых контрольных мероприятий. В целях снижения издержек и максимизации прибыли "пираты" используют самые дешевые материалы и сырье. В результате контрафактная продукция может угрожать здоровью потребителя.
- Некоторые категории поддельных товаров, например, фальсифицированные медикаменты, продукты питания, суррогатный алкоголь могут стоить жизни человека, который их употребляет. Статистика ошеломляет своими цифрами: 760 человек в год погибает от интоксикации «паленой» водкой только в столице; от 3 до 11 тысяч человек в год это жертвы отравления метиловым спиртом, содержавшимся в алкоголе, по регионам РФ.
Представители системы бренд-контроля DAT также подчеркнули проблему низкой осведомленности населения о вреде подделок и даже их существовании. Согласно данным информационного агентства МА «Антиконтрафакт» только 0,3% от всех публикаций в СМИ затрагивает тему контрафакта, что ничтожно мало.
Необходимо вывести тему подделок продукции из зоны замалчивания. Представители средств массовой информации должны стать лидерами мнений и сделать акцент на соответствующей тематике, построить конструктивный диалог с читателем или зрителем. Не имеет смысла только "кошмарить" аудиторию рассказами о подделках и опасности контрафакта для граждан.
Наиболее эффективный путь -- сделать потребителя союзником в борьбе с поддельными товарами. От подобного подхода могут выиграть прежде всего сами производители оригинальных товаров.
Каким образом можно привлечь покупателя к осознанному потреблению только качественных товаров, оригинальность которых можно проверить? Необходимо снабдить его технологией, которая помогает выявить подделку самостоятельно, не затрачивая средств и значительного времени. Таким инструментом являются системы бренд-контроля. Если большинство продукции будет иметь маркировку и сопровождаться сервисом проверки подлинности (которую обеспечивают системы бренд-контроля), то производить контрафакт станет невыгодно.