В этот апрельский день 1973 года американская IBM представила на рынке новую технологию систему штрихкодирования UPC (Universal Product Code /Универсальный Код Товара). Это событие стало знаковым для развития международной торговли и оптимизации логистических процессов. 3 апреля вошло в интернациональный календарь как «день рождения» штрихкода.
3 апреля 1973 года американская IBM представила на рынке новую технологию систему штрихкодирования UPC (Universal Product Code /Универсальный Код Товара). С 2008 года в России существует отечественная разработка системы прослеживания товара DAT-код, который прежде всего служит защитой от подделки. Товары, маркированные DAT-кодами, администрируются системой бренд-контроля DAT (ООО «Авента-Инфо»).
Напомним, что сама идея штрихкода принадлежит Норману Джозефу Вудланду (Norman Joseph Woodland) и Бернарду Сильверу (Bernard Silver), которые исследовали возможности маркировки в конце 40-х годов. Изобретатели вдохновились азбукой Морзе для создания прототипа современного штрихкода: перемежающиеся пробелами вытянутые вниз точки и тире представляют концепцию идеи штрихкодирования. Технология звукозаписи (оптический саундтрек) послужила отправной точкой для создания считывающего устройства. Гениальная идея опередила время: массовое распространения система штрихкодирования получила спустя 15 лет с момента получения патента на штрихкод.
В мире существуют две крупнейшие системы штрихкодирования: UPC (распространенная в Америке и Канаде) и EAN (созданная позднее в Европе на основе UPC). Штрихкоды применяются в торговле и логистике, а также в документообороте и научных исследованиях, для маркировки пассажирских билетов и в других областях, где цена ошибки очень высока.
Покупатели часто надеются на проверку штрихкода в качестве защиты от подделки. Однако практика показывает, что мошенники полностью копируют упаковку продукта вместе с изображением штрихкода, выпуская контрафактный товар. На данный момент существуют более эффективные системы прослеживания товаров. Например, система бренд-контроля DAT. Данная технология является интерактивной защитой от подделок, основанной на распознании цифрового кода скрытого от глаз. Производитель маркирует каждую единицу товара специальным стикером, под которым находится уникальный набор чисел, DAT-код.
Сергей Мурашов, генеральный директор ООО «Авента-Инфо», комментирует новые разработки в сфере прослеживания товаров и повышения степени защиты от контрафакта: «Все гениальное просто. Именно этого принципа мы придерживались в создании технологии системы бренд-контроля DAT. Для проверки DAT-кода вам потребуется несколько минут и самый простой телефон или точка доступа в Интернет. Нет необходимости сканировать, скачивать сложные мобильные приложения. Достаточно «пробить» уникальный код, и система выдаст ответ о подлинности товара».