НИУ ВШЭ провел исследование отечественного рынка и пришел к выводу, что незаконный товарооборот в денежном выражении можно оценить в 2,5 триллиона рублей. Эксперты по защите от подделок назвали также 5 мифов, которые бытуют в социуме относительно контрафакта.
1. Лояльность бренду и рост продаж не зависит от количества контрафакта
Практика показывает, что данное утверждение не соответствует действительности. Например, фармацевтические компании, столкнувшиеся с проникновением в аптечную розницу фальсифицированных лекарств, могут понести серьезные потери, вплоть до полного отзыва лекарственного препарата из аптек. Вряд ли потребитель будет в дальнейшем доверять данному наименованию и производителю, опасаясь попасться на подделку.
Покупатели люксовых брендов теряют лояльность к торговой марке, видя дешевые подделки с любимым логотипом на каждом углу. Контрафакт наносит сильный удар по премиум сегменту, бренд теряет эксклюзивность и избранность.
2. Оригинал всегда дороже подделки
Мониторинги рынка он-лайн продаж выявляют новый тренд. Продавцы контрафакта стремятся завуалировать действительное происхождение товара и произвести впечатление надежного реселлера или прямого производителя. Мошенники могут создавать сайты-клоны официального бренда; а цена подделок, которые представлены как оригинальный товар, всего лишь на 10% ниже. Серьезное снижение цены маскируется под «киберпонедельники», «тотальную ликвидацию магазина»и «черные пятницы». Потребителю практически невозможно отличить контрафакт, ориентируясь только на цену.
3. Торговля копиями и репликами не нарушает закон
Этот миф, как правило, развеивают сотрудники правоохранительных органов. Согласно ст. 1515, 1519 ГК РФ производство и торговля товарами, на которых нанесены торговое название и /или торговый знак без разрешения правообладателя, является незаконным. Даже если на сайте продавец указывает, что товар является репликой (копией) оригинального, он все равно нарушает закон.
4. Торговца подделками невозможно вычислить в Интернет
Пострадавшие покупатели, которые приобрели контрафактный товар он-лайн, зачастую сталкиваются с большими трудностями в выявлении и наказании мошенников. Однако существуют законы и процедуры, которые позволяют противостоять нелегальному бизнесу. Эксперты по защите от подделки советуют:
- Создать электронную копию страницы Интернет сайта мошенников, распечатать и заверить ее в нотариальной конторе. Затем необходимо произвести контрольную закупку в присутствии нотариуса и по итогам написать соответствующий протокол. После этого обратиться в суд с иском. Если суд примет сторону покупателя, то сайт будет заблокирован по решению суда.
- Пожаловаться хостинг-провайдеру вэб-сайта. Если владельцы сайта не смогут предъявить разрешение производителя оригинальных товаров на использование товарного знака, то сайт будет заблокирован.
- Проинформировать официального производителя о наличии в сети мошенников, которые продают подделки под известным брендом.
5. Борьба с контрафактом бесполезна
Производители оригинальных товаров стремятся повысить степень защиты товаров от подделки. К традиционным методам можно отнести использование нестандартной тары /упаковки, гравировки, голограммы. К сожалению, даже такие приемы могут быть удачно скопированы и воспроизведены нелегальными производителями.
К инновационным технологиям защиты от подделки можно отнести системы идентификации товара. Например, DAT-код нанесен на миллионы продуктов и решает задачу проверки покупки на подлинность за несколько минут. Покупатель проверяет DAT-код интерактивно (через смс или Интернет) и получает ответ от системы бренд-контроля DAT о происхождении товара. Производители выбирают добровольную маркировку продукции DAT-кодом для сохранения репутации, приверженности бренду и объемов продаж. Как правило, подделки защищенных товаров со временем сходят на нет.