Судебная практика в области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности пополнилась прецедентным решением Арбитражного суда города Москвы. Успехом для компании «Авента-Инфо» завершилось судебное разбирательство с арендаторами павильонов на территории ТЦ «Южные ворота».
Спор между юридическими лицами возник по причине продажи на арендованной площади препарата для обработки картофеля от колорадского жука с признаками подделки. Суд пришел к выводу, что арендаторы помещений должны выплатить истцу (ООО «Авента-Инфо») компенсацию за нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности в размере 300 тысяч рублей, а также возместить судебные расходы (Решение арбитражного суда г. Москвы от 03.07.2019 по делу № А40-206818/18-51-1658).
Почему это дело можно считать прецедентным для судебной практики в области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности? Впервые арбитражный суд привлек к ответственности фактических арендаторов торговой площади, где реализовывался контрафакт. Судебное разбирательство было непростым: продавцы подделок не выдавали потребителям кассовые чеки, а товарные чеки не содержали реквизиты продавца. По этой причине, суд признал арендаторов торговых площадей в качестве ответчиков по иску о продаже поддельной продукции (ООО «Грандмаркет» и ООО «Авантаж»).
Какое наказание предусмотрено отечественным законодательством за подобные правонарушения? Подпунктом 1 пункта 4 статьи 1515 ГК РФ установлено, что правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения.
«В большинстве случаев денежные компенсации по подобным делам ограниваются суммами в пределах от 10 тысяч до 50 тысяч рублей, - комментирует Сергей Мурашов, генеральный директор компании «Авента-Инфо». – В данном случае сумму в 300 тысяч рублей можно считать значительной, учитывая, что контрольной закупкой была зафиксирована продажа одной единицы товара для каждого ответчика».
Напомним, что компания «Авента-Инфо», администратор системы бренд-контроля DAT, выступала как истец в судебном споре. Система DAT защищает товары легальных производителей от контрафакта благодаря интерактивной технологии маркировки DAT-кодом (цифровой меткой прослеживания). Подчеркнем, что судебный спор возник по причине незаконной реализации препарата «Жукоед» в павильонах на территории ТЦ «Южные ворота». Законный производитель популярного средства защиты растений «Жукоед» компания «Август» уже несколько лет сотрудничает с системой бренд-контроля DAT и маркирует продукцию DAT-кодом для защиты от контрафакта.
Представители Системы DAT провели на территории торгового центра «Южные ворота» проверочную закупку препарата для защиты картофеля от колорадского жука и обнаружили контрафакт. Выявить подделку помог сервис проверки подлинности Системы DAT: код, указанный на упаковке нелегального товара, в системе не зарегистрирован или проверялся множество раз. Визуальный осмотр только подтвердил подозрения о продаже контрафакта: эксперты заметили внешние отличия от оригинала. Во время проверочной закупки представители системы бренд-контроля DAT вели видеосъемку покупки. Эта улика стала основой доказательной базы в судебном разбирательстве.
Спорный товар (препарат для защиты картофеля от колорадского жука) предназначается для выращивания продуктов питания на личных приусадебных хозяйствах. Поддельные средства защиты растений опасны: они могут вызвать химическое загрязнение почвы. Мошенники часто добавляют действующие вещества в увеличенных дозировках. Поддельные препараты часто нелегально производят в подпольных цехах из неизвестных компонентов. В итоге, садоводы и огородники обрабатывают растения токсичными веществами. Это может сказаться на качестве фруктов и овощей приусадебного хозяйства: они становятся опасными для здоровья человека.
«В данном случае мы имели дело с проверочной закупкой. К счастью, контрафакт не использовался по назначению, –поясняет Людмила Люльева, начальник отдела ХСЗР для ЛПХ компании «Август». -- Однако на практике обычные потребители, если сталкиваются с подделкой, то, в лучшем случае, используют «пустышку» без действующего вещества и остаются без урожая, в худшем – наносят вред (иногда непоправимый) своему здоровью, почве, разрушают всю экосистему, поскольку состав подделки не известен. Добросовестные производители выпускают продукт, за качество которого отвечают, проводя его регистрацию, исследования и испытания. Подделка же – дешевый товар неизвестного состава и сомнительного качества. Не гонитесь за дешевизной, берегите себя и своих близких, не покупайте подделки!»