Законодательная инициатива, которая привела к тотальной маркировке всей продукции, основана на благих намерениях -- снизить уровень контрафакта в стране. Однако эксперты по защите от подделок выражают сомнения в эффективности предпринимаемых мер в борьбе с нелегальными товарами.
Более того, бизнес получает значительную нагрузку из-за необходимости дополнительных инвестиций для исполнения законодательных нововведений в области обязательной маркировки. Бремя внедрения и обслуживания процесса маркировки цифровой меткой может привести к банкротству ряда предприятий и игроков в малом бизнесе и не сетевой торговле. Они не обладают достаточной финансовой “подушкой”, чтобы пережить момент незапланированных инвестиций.
Напомним, что правительство утвердило единый порядок маркировки товаров в постановлении от 26.04.2019 № 515. Согласно правилам производители, продавцы и другие участники оборота товаров сначала должны заключить договор на оказание платных услуг с ГИС – ООО «Оператор-ЦРПТ».
Оператор, который является монополистом в оказании данной услуги, генерирует и передает по заявкам производителей и магазинов специальный код. Участники оборота наносят цифровую метку на товары, упаковку и любые другие носители в местах производства, упаковки, переупаковки или хранения.
С 1 июня 2020 года производители “молочки” должны маркировать все продукты цифровой меткой. Эксперты отрасли подсчитали, во сколько обойдется внедрение обязательной маркировки для линии розлива молока в пэт-бутылку.
Итак, производитель должен осуществить следующие инвестиции:
- стоимость оборудования для нанесения метки на упаковку на одну производственную линию 6,5 млн руб.;
- стоимость программного обеспечения для маркировки 6 млн руб.;
- затраты на генерацию кодов: сейчас один двухмерный код стоит 50 копеек без НДС (постановление Правительства от 08.05.2019 № 577);
- затраты на нанесение кодов на крышку: 1 копейка для одной бутылки, 15 копеек на групповую упаковку;
- затраты на найм дополнительного персонала, обучение персонала работе с новым оборудованием и новым бизнес-процессам при упаковке, переупаковке товара, его продаже.
Для выживания и сохранения показателей прибыли бизнес, скорее всего, перенесет эти затраты на “плечи” потребителей. Тотальное внедрение обязательной маркировки подстегнет рост розничных цен.
На фоне существенных финансовых вложений со стороны производственных и торговых предприятий вопрос вероятности снижения уровня контрафакта остается открытым. А применение обязательной маркировки в товарных категориях, где уровень контрафакта исторически стремится к нулю благодаря жестким техническим регламентам и отраслевым стандартам качества, и вовсе вызывает сомнение в ее необходимости.