Портал «АгроИнновации и системные риски» (www.agroinno.ru) опубликовал статью «До колорадских жуков к фермерам слетаются жулики» авторства Алексея Сутурина.
Директор по развитию компании «Авента-Инфо» Наталья Костикова прокомментировала кейс, который предложил к обсуждению журналист.
Итак, в статье мы читаем: «Если у крупных хозяйств возможны проблемы с покупкой контрафактных и фальсифицированных пестицидов и агрохимикатов, даже несмотря на то, что там работают грамотные агрономы, способные отличить здоровый товар от поддельного, то у владельцев шести соток, естественно, агротехнических знаний не хватает. И они покупают на рынке и в магазинах то, что ярко выглядит и громко расхваливается.
Тем не менее, сегодня достаточно инструментов, чтобы любой человек смог разобраться, что стоит покупать, а что опасно для грядки и его здоровья. Уже традиционно снова приходится говорить о жуликах, которые как колорадские жуки на цветки картофеля слетаются на страницы интернета. Все они, чаще всего, для правоохранителей - неустановленные лица. Снова и весьма агрессивно из всех рекламных щелей поперла рекламная информация о чудесных свойствах биопрепарата АгроМакс».
Эксперт по защите от подделок Наталья Костикова поделилась с читателями портала следующими практическими рекомендациями на примере покупки препарата АгроМакс:
Зачастую у потребителя нет возможности проводить экспертизу. Поэтому есть ряд простых рекомендаций, которые помогут пользователю сориентироваться в море предложений от интернет-магазинов и сведут к минимуму риск покупки подделки.
- Низкая цена должна сразу насторожить, особенно если она отличается от реальной более чем в 2 раза (в рассматриваемом кейсе цена отличается более, чем в 10 (!) раз).
- Проверка интернет-магазина по доменному имени. Есть общедоступные сервисы, которые позволяют получить информацию о том, когда было зарегистрировано доменное имя сайта и на кого оно зарегистрировано. Например, на сайте nic.ru нужно ввести в окне адрес интересующего интернет-магазина. Чем «старее» сайт, тем больше вероятности того, что ему можно доверять. Если сайт зарегистрирован на физическое лицо – это должно насторожить, так как предъявить претензии в этом случае проблематично.
- Вводим адрес интернет-магазина в строку поиска на nic.ru:
- Нажимаем кнопку «Проверить»
- Получаем результат:
- Видим, что доменное имя зарегистрировано. Нажимаем на ссылку Whois, чтобы посмотреть, на кого зарегистрировано доменное имя:
Из полученной информации видим, что сайт зарегистрирован 26.09.2019 (строка created). То есть доменному имени еще нет и года. Степень доверия к сайту по данному критерию: низкая.
Также в строке владельца имени (person) указано Private Person. Это значит, что доменное имя зарегистрировано на частное лицо, а не на организацию. Степень доверия к сайту по данному критерию: низкая.
- Далее следует проанализировать онлайн магазин (есть ли контактная информация, адрес местонахождения, возможность обратной связи) и позвонить с контрольными вопросами. Чем больше источников связи – тем лучше.
В примере кейса – телефонов нет, только форма обратной связи (Вам перезвонят после занесения номера телефона). Степень доверия к сайту по данному критерию: низкая. - На сайтах «отзовиках» можно пробить мнения покупателей о магазине, чтобы выявить мошенников и аферистов до покупки.
На примере кейса не понятно, что это за интернет-магазин. Из п. 2 мы выяснили, что сайт зарегистрирован на физическое лицо. На самом сайте указан ООО «Эталон», однако точно установить принадлежность сайта к этому юридическому лицу по одной надписи на сайте невозможно.Можно копнуть глубже, и посмотреть на сайте ФНС сведения об ООО «Эталон» (по ОГРН или ИНН, они указаны на сайте интернет-магазина внизу). По выписке такое юридическое лицо есть, однако адрес местонахождения отличается от того, что указан на сайте интернет-магазина (СПб, Бухарестская ул., 118). Посмотрим на картах – найдем ли мы такой адрес? Согласно данным поисковой системы, такой адрес есть, но по ул. Бухарестской, 118, находятся 4 корпуса. Не указание корпуса на сайте заставляет усомниться, что по данному адресу ООО «Эталон» найдется. Для подтверждения посмотрим данные Яндекс, какие организации указаны по этому адресу: среди них ООО «Эталон» нет. Однако можно поискать отзывы по названию препарата. Вбиваем в поисковой строке «Агромакс отзывы» и получаем следующую картину – она однозначная и не требует дополнительных комментариев:
- Если, в отличии от примера, средство защиты растений заслуживает доверия, то стоит написать или позвонить в колл-центр производителя товара, чтобы узнать список официальных дилеров / дистрибуторов в регионе. После этого необходимо проверить, входит ли данный продавец в этот список.
- Вывод: рекомендуется внимательно изучить все материалы и источники информации, возможно, сделать выбор в пользу покупки зарекомендовавшего себя препарата в проверенном интернет-магазине.