14 ноября текущего года в разделе «Общество» издания «Известия» вышла аналитическая статья «Последняя реплика: как не нарваться на подделку» Марты Летвиновой. Журналист исследует тему фальсификации популярных и недорогих товаров в условиях кризиса и ухода торговли в онлайн.
Директор по развитию системы бренд-контроля DAT Наталья Костикова выразила мнение, что обязательная маркировка через ЦРПТ способна отслеживать только прохождение официальной продукции, а подделки останутся в «серой» или «черной» зоне оборота, как прежде.
Эксперт по защите от контрафакта отмечает, что количество подделок увеличивается. Одной из причин роста Наталья Костикова называет ухудшение макроэкономической ситуации. Как правило, при увеличении благосостояния населения интерес к покупке контрафактной продукции и ее объем снижается. Однако в период экономического кризиса вопрос цены становится более критичным для большинства потребителей.
«При этом мы говорим даже не о сознательном поиске подделок, — отмечает эксперт Системы DAT, - а случаях, когда люди точно не готовы покупать подделку, ищут оригинал. Но при этом играет роль фактор экономии бюджета и, видя какую-то привлекательную цену, потребители покупают контрафакт».
По мнению Натальи Костиковой, развитие интернет-торговли является существенным триггером распространения контрафакта. «Огромный поток контрафактной продукции реализуется через интернет, и понятно, что чем лучше развивается сегмент интернет-торговли, тем более увеличивается поток таких товаров. Этому способствует и огромное количество спикеров, блогеров, которые рассказывают, как покупать подделки и как их продавать", —уточняет свою позицию эксперт по защите от подделок.
Наталья Костикова развенчивает миф о том, что подделывают дорогие товары. Если продукт пользуется высоким устойчивым спросом, даже если он недорого стоит, то зачастую производителю контрафакта намного интереснее заниматься им, чем более дорогостоящим товаром, у которого объем продаж намного меньше.
Пожалуй, по количеству контрафакта можно выделить ликеро-водочную продукцию и легкую промышленность: это и обувь, и одежда. Далее большой процент на рынке подделок составляют автокомпоненты, при этом если разделить этот рынок на более мелкие сегменты, то там большую долю занимает подделка автомасел. Далее традиционно идут парфюмерия и косметика. И в меньшей степени — продовольственные товары. Но в то же время есть небольшие сегменты, которые тоже достаточно часто подделывают. Например, средства защиты растений.
Эксперт системы бренд-контроля DAT отмечает, что традиционные способы борьбы с контрафактом - постоянная смена этикетки или упаковки – работают неэффективно. Потребитель не помнит, как выглядит актуальная упаковка товара. Более перспективный вариант — добровольная маркировка товара DAT-кодом. После покупки потребитель проверяет код и сервис проверки подлинности дает информацию: подделка или оригинал.