Покупка подделки может обернуться для потребителя целым спектром рисков, которые не очевидны в момент принятия решения.
Столкнувшись с контрафактом обманутый покупатель получает продукт сомнительного качества и безопасности (подделки не проходят сертификацию и проверку на соответствие техническим регламентам). Возникают риски, связанные с функциональностью товара: кроссовки «разваливаются» на ходу, «залоченный» телевизор не поддерживает приложения, "серый" телефон постоянно разряжается, поддельный чай не заваривается.
Однако продавец контрафакта не обеспечивает покупателя послепродажным сервисом: не предоставляет сервисное и гарантийное обслуживание. Более того, контрафактчики могут быть магазинами-однодневками: контактных данных для предъявления претензии не предоставляют. Потребитель остается наедине с проблемой возврата и замены товара-подделки.
Согласно отечественному законодательству, у потребителя существует презумпция отсутствия специальных знаний о свойствах и характеристиках товаров. Если следовать букве закона, то покупатель не обязан быть подкован в технических, технологических и других аспектах продукции. Государственные институты должны формировать систему сдерживания контрафакта и защищать интересы покупателей.
Систему возглавляют надзорные ведомства: Роспотребнадзор контролирует качество продукции (продовольственной и непродовольственной), Минсельхоз, Росздравнадзор, Россельхознадзор - по сферам своей специализации.
Эксперты по защите от подделок подготовили рекомендации, как защитить права потребителей.
Напомним, что добровольная маркировка системы бренд-контроля DAT позволяет покупателю выявить подделку «в один клик», а продавцу или производителю выдавить с рынка контрафакт.