Крупные производители, особенно владельцы международных брендов, ежегодно инвестируют немалые бюджеты в защиту прав на объекты интеллектуальной собственности. Одним из направлений этой деятельности является борьба с подделками. Контрафактчики не только съедают долю рынка у добросовестного производителя, но и разрушают репутацию бренда.
В российских реалиях широко распространена традиционная стратегия «самозащита». Как она работает? За выявление контрафакта отвечает служба безопасности. Сотрудники производителя выборочно обходят точки продаж и совершают проверочные закупки, проводя видеосъемку (что разрешено ст. 12, ст. 14 ГК РФ).
Однако эта стратегия начинает буксовать, если дистрибуция товара охватывает большое количество городов и регионов. Или товар имеет сезонный спрос, и мошенники вбрасывают партии подделок и потом исчезают с рынка (например, так часто происходит со средствами защиты растений). Затраты производителя на содержание службы безопасности, командировочные расходы, поиски мошенников «вслепую» и «холостые» проверочные закупки ложатся грузом на экономику компании, снижая эффективность результатов «самозащиты».
Альтернативный вариант стратегии – формирование комьюнити амбассадоров бренда – борцов с подделками среди покупателей. Обманутые потребители, как правило, охотно делятся негативным опытом и рвутся наказать мошенников. Сеть амбассадоров легко покрывает географию РФ, максимально повышая эффективность борьбы с контрафактом независимо от того, ведет ли ее собственная служба безопасности, либо внешний аутсорсер. В последнем случае успешная реализация этой стратегии складывается из двух элементов:
- Цифровые инструменты проверки подлинности товара – бесплатные и доступные для потребителей в любой момент. Например, добровольная маркировка DAT-кодом, которая интегрирована с круглосуточным сервисом проверки подлинности продукции. Покупатель сразу после покупки может проверить уникальный код через мобильное приложение «Бренд-Контроль», осуществить проверку через веб-сайт, посредством смс на короткий номер 3888 или в колл-центре.
- Аутсорсинг юридической поддержки: на сигналы о точках продаж с подделками реагируют эксперты по защите от контрафакта, они инициируют проверочную закупку, формируют доказательную базу и, при желании производителя, подают иск против продавца подделок и представляют интересы в суде.
Значительное отличие от традиционной стратегии – проверочные закупки проводятся не наугад, а в тех магазинах, где покупатель приобрел товар, и проверка цифрового кода (маркировки) установила факт нелегального товара.
Добавим, что одной из лучших практик является «гибридная» стратегия, когда служба безопасности тесно сотрудничает с сервисом проверки подлинности Системы DAT. Плюсы очевидны: служба безопасности оптимизирует внутренние расходы при этом показывает лучшие результаты по нахождению контрафакта и раскрываемости.
Рассмотрим преимущества и недостатки двух основных стратегий:
Подробнее узнать о решениях системы бренд-контроля DAT для производителей можно в специальном разделе сайта.