В Палату по патентным спорам обратился Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) с возражением против предоставления правовой охраны товарному знаку «Champion Cup» (англ. "кубок чемпионов") по свидетельству N 409061. Данный товарный знак был зарегистрирован в отношении товаров для отбеливания и прочие веществ для стирки, препаратов для чистки, полирования, обезжиривания и абразивной обработки, мыла, парфюмерных изделий, эфирных масел, косметики, лосьонов для волос, зубных порошков и пасты (3 класса МКТУ).
Оспариваемый товарный знак представляет собой сочетание изобразительного элемента в виде изображений звезд, образующих в силу занимаемого ими положения и их изогнутой формы стилизованное (с эффектом объемности) изображение мяча, и словесного элемента "CHAMPION CUP". Знак исполнен в голубом, темно-голубом, светло-голубом и белом цветах.
Основным доводом УЕФА является то, что оспариваемый товарный знак семантически тождественен их объекту авторского права и идентичен ему по форме. Единственным отличием двух товарных знаков стали сравниваемые обозначения по цветовой гамме. В остальном же оба элемента представляют собой изображение мяча, выполненного из пятиконечных звезд, соединенных вершинами, который является символом УЕФА.
А поскольку символ Лиги чемпионов УЕФА хорошо известен в России, то маркировка товаров 3 класса МКТУ товарным знаком CHAMPION CUP, естественным образом, будет вызывать ассоциации с УЕФА.
Напомним, что в качестве товарных знаков обозначения не могут быть зарегистрированы обозначения, тождественные уже известным в Российской Федерации на дату подачи заявки произведениям науки, литературы или искусства, персонажам или цитатам из такого произведения, произведениям искусства или его фрагментам без согласия правообладателя. Приоритетным является право, возникшее ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака. Символ Лиги чемпионов УЕФА в соответствии с п. 9 ст. 1483 ГК РФ как раз и относится к произведениям искусства, охраняемым авторским правом, поскольку он создан творческим трудом группы дизайнеров и является оригинальным.
Палата по патентным спорам согласилась с доводами заявителя и сочла, что оспариваемый товарный знак способен ввести потребителя в заблуждение относительно производителя товаров. Правообладатель товарного знака был надлежащим образом извещен, но свой отзыв не предоставил. Учитывая это, возражение УЕФА было удовлетворено, а предоставление правовой охраны товарному знаку «Champion Cup» признано недействительным полностью.