Депутаты Госдумы приняли в третьем чтении законопроект, согласно которому повышаются штрафы за изготовление и реализацию контрафактной и фальсифицированной продукции.
По этому документу, принятому нижней палатой парламента, изменениям подлежат статьи 14.7 и 14.10 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ. Увеличиваются штрафы по ст. 14.7. «Обман потребителей» для граждан от 3 тыс. до 5 тыс. руб., для должностных лиц от 10 тыс. до 20 тыс. руб., для юридических лиц от 20 тыс. до 40 тыс. руб.
Алексей Дарков, департамент консультаций и судебной защиты
юридической фирмы "АВЕНТА", юрист системы бренд-контроля DAT комментирует событие.
Данное увеличение штрафов является первым значительным изменением санкции за изготовление и реализацию контрафактной и фальсифицированной продукции с 2001 года, когда был принят Кодекс об Административных правонарушениях Российской Федерации.
В первоначальной редакции, действующей с 01.07.2002, КоАП РФ устанавливал, что изготовление и реализация контрафактной и фальсифицированной продукции влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда (от 200 до 500 рублей); на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда (от 1000 до 2000 рублей); на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда (от 10 000 до 20 000 рублей).
На момент 01.06.2007 г. штрафы за указанные правонарушения незначительно выросли для граждан, для которых штраф устанавливался в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда (от 1000 до 2000 рублей).
В том же 2007 году, в связи с отказом от применения МРОТ для расчета размера штрафов, в КоАП РФ были внесены очередные изменения. В результате 08.07.2007 в Российской Федерации санкции за нарушения в сфере обмана потребителей остались теми же, но выражены они были в рублевом эквиваленте. Так, административный штраф для граждан устанавливался в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; для должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; для юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Таким образом, законопроект, принятый Государственной Думой РФ, фактически увеличивает размер штрафов для всех категорий в 2 раза.
Однако повышение штрафов не приведет к изменению ситуации в сфере борьбы с контрафактной продукцией.
В частности, согласно ч. 1 ст. 4.5. КоАП давность привлечения к административной ответственности по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, составляет три месяца со дня совершения административного правонарушения. При этом для обращения в суд в указанный срок следует провести соответствующую экспертизу, подтверждающую подделку. Это связано с тем, что контрафактность определяется лицом, обладающим специальными познаниями в этой области.
Также сложности возникают при действиях сотрудников Министерства внутренних дел РФ, осуществляющих осмотр места правонарушения и составляющих соответствующие протоколы. В первую очередь в данном случае следует учитывать коррупционную составляющую - увеличение штрафов для юридических лиц не может кардинально изменить ситуацию с контрафактом.
Многочисленные проверки и наложение штрафов на продавцов, являющихся индивидуальными предпринимателями или обществами с ограниченной ответственностью с уставным капиталом 10 000 руб., в максимальном размере 20 000 руб. и более нельзя считать эффективной мерой борьбы. В описанной ситуации правонарушитель рискует лишь 10 000 руб. уставного капитала ООО, являющегося продавцом, что несравнимо с объемами получаемых доходов от реализуемого контрафакта.
Взаимосвязанной проблемой в борьбе с контрафактом является привлечение к ответственности лишь продавцов. Как следует из правоприменительной практики (например, Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2012 по делу N А20-782/2011), ответственность наступает и в случае, если лицо не знало, но должно было знать, что, к примеру, использует чужой товарный знак, поскольку не проверило, осуществляет ли оно такое использование на законных основаниях. Указанный подход позволяет не проводить розыск производителей контрафактной продукции, а формально накладывать административные штрафы на продавцов.
В этой связи, безусловно, увеличение штрафов за последние 12 лет в 2 раза является мерой по борьбе с контрафактной продукцией, но её нельзя считать действенной. На уровне правоприменительной практики и изменений законодательства необходимо менять ситуацию с формальным подходом к борьбе с контрафактом лишь путем привлечения к административной ответственности продавца такой продукции.
Дальнейшее развитие правового регулирования рассматриваемых правоотношений должно опираться на практику европейских стран, использующих системы подтверждения соответствия качества продукции.