Аналитическая служба ООО «Авента-Инфо» изучила вопрос отношения к контрафакту и защиты товаров от подделок, проведя опрос среди 325 российских компаний производителей БАД и удобрений. Среди предприятий, принявших участие в опросе, применяют средства защиты продукции от подделок 66% компаний-производителей БАД и 56% производителей удобрений; не используют технологии борьбы с контрафактом 25% и 36% компаний соответственно.
80% компаний отказались идти на открытый разговор о контрафакте, тем более признавать, что их товар подделывают. Решение не участвовать в опросе принимали представители служб безопасности и маркетинговых подразделений компаний, отвечающих за развитие бренда. В качестве основной причины отказа чаще всего называлось отсутствие специалиста, занимающегося вопросом защиты товаров. Второй распространенной причиной было убеждение, что продукцию данной компании не подделывают.
«Подавляющее большинство компаний не высказывают своей позиции по вопросу контрафакта и не говорят о том, что их товар подделывают. Тема контрафакта считается закрытой, так как сведения о подделках, исходящие от производителей, могут дискредитировать их компании и продукцию, по мнению представителей бизнеса. Помимо этого, далеко не все компании владеют инструментами, позволяющими контролировать уровень подделок их товаров на рынке. Отсюда неосведомленность и незнание статистики, говорит Сергей Мурашов, генеральный директор ООО «Авента-Инфо», администратора системы бренд-контроля DAT. Опыт нашей работы полностью это подтверждает. Для бизнеса вопрос контрафакта действительно острый и важный. Однако руководители и топ-менеджеры компаний считают, что эта проблема должна решаться на государственном уровне. Производители говорят о необходимости совершенствовать законодательную базу, чтобы компании могли чувствовать себя более защищенными».
Между тем социально-ответственные производители придерживаются другой позиции. Забота о потребителе является приоритетным направлением развития бизнеса. Так, на прошедшем в июне 2013 года круглом столе «Ветеринарные препараты: проблемы качества, противодействие контрафакту и фальсификату» Ирина Волкова, менеджер по обеспечению качества концерна Bayer, мирового лидера в области здравоохранения, сельского хозяйства и высокотехнологичных материалов, озвучила позицию компании: «Мы считаем, что говорить о контрафакте необходимо. Компании производители, которые вкладывают средства в разработку инновационных продуктов и их продвижение на рынок, теряют прибыль из-за присутствия на рынке контрафактной продукции под их брендом. Поэтому бизнес заинтересован в том, чтобы снизить объем контрафакта на рынке. Важной стороной вопроса является социальная ответственность перед покупателями продукции. Под угрозой может оказаться здоровье наших потребителей. Производители должны информировать население о выявленных партиях контрафакта , пояснять, каким образом можно обезопасить себя от приобретения подделок и сообщать о методах защиты своей продукции, стимулируя активное участие населения в борьбе с контрафактом».
56% предприятий производителей удобрений, ответивших на вопросы, защищают свои товары от подделок, 36% не используют никаких систем борьбы с контрафактом. Данные по производителям БАДов следующие: 66% компаний внедряют системы защиты продукции, 25% не внедряют.
Участниками опроса стали 158 компаний-производителей БАД и 167 производителей удобрений для сельскохозяйственных культур, садовых и комнатных растений. Из числа специалистов, вступивших в разговор о контрафакте, с официальными данными по уровню подделок в отрасли согласились 40-42% участников опроса. 60% считают данные неверными либо не могут ответить.
Среди методов защиты в первую очередь выделили сертификацию товара, прямые поставки на места реализации продукции, а также дилерам, разработку уникальной упаковки, регистрацию товарного знака, мониторинг бренда на рынке, а также информационные методы.
63% участников производителей удобрений и БАД, ответивших на вопросы, считают внедрение антиконтрафактных мер необходимым для современной торговли, 20% дополнительным средством для увеличения доли рынка, 7,5% ненужным инструментом. Информация о новых методах защиты товаров не интересует 70% участников опроса из числа производителей удобрений и 58% производителей БАД.