Сергей Алексеевич Мурашов, Президент юридической фирмы «АВЕНТА»
Виктория Цыганкова, Директор по развитию бизнеса «Авента-Инфо»
В области защиты интеллектуальных прав, и в частности, борьбы с контрафактной продукцией, выделяются три заинтересованных стороны - государство, производитель и потребитель.
Позиция производителя на сегодняшний день активна и достаточно прозрачна. Капитализация объектов интеллектуальной собственности, повышение качества продукции, охрана и поддержание высокого уровня торговой марки своей компании, и вследствие этого, внедрение систем охраны продукции от подделок - тот комплекс мер, на которые нацелен производитель сегодня.
В совершенно иную ситуацию попадает основная сторона данных взаимоотношений - потребитель, который в результате приобретения поддельных товаров рискует потерять свое здоровье и даже жизнь. Правовое положение потребителя при приобретении контрафактной продукции практически безнадежно.
Действующее законодательство не упоминает и не рассматривает реализацию контрафактной или иной поддельной продукции как нарушение прав потребителей. Федеральный Закон "О защите прав потребителей" не устанавливает какие-либо последствия продажи поддельного товара. Следовательно, потребитель не вправе требовать замены или возврата поддельного товара.
Такие действия в соответствии с законом он может произвести, если товар ненадлежащего качества. Однако проверка качества на собственном здоровье весьма дорогое удовольствие. Подлинность товара, особенно в тех случаях, когда речь идет о продуктах питания, алкоголе, медикаментах, то есть, прямом влиянии на состояние здоровья человека, на сегодняшний день, не относится к правовым категориям.
Государство, к сожалению, на данный момент не демонстрирует реальную заинтересованность в устранении контрафакции, угрожающей здоровью и жизни граждан. Тем не менее, общество предпринимает определенные шаги в этом направлении и очевиден тот факт, что в последнее время вопрос о борьбе с поддельной продукцией поднимается все чаще и поддерживается рядом общественных структур, фондов, различными ассоциациями производителей.
На сегодняшний день существуют многочисленные технологии защиты продукции от подделки. Среди них можно найти такие технологии, которые позволят потребителю в течение нескольких секунд и без специального оборудования установить подлинность купленной продукции. Вместе с тем, государство не обязывает производителя применять подобные технологии и, соответственно, не информирует потребителя о способах установления подлинности товара.
Необходимость законодательных изменений и нормативных установлений, направленных на защиту прав потребителя, информирование производителя, и предотвращение появления поддельной (контрафактной) продукции очевидна до невероятности.
Предложенный комплекс мер
В связи с этим, представлялось, что комплекс мер, предлагаемый в этом контексте нашей компанией, вызовет должный интерес у Правительства России. В наших обращениях Председателю Правительства содержались следующие предложения:
- Внесение изменений в законодательство о правах потребителей в части защиты не только от некачественной продукции, но и от поддельной.
- Введение государственного Реестра технологий защиты от контрафактной продукции и определение органа государственной власти, ответственного за формирование и ведение Реестра.
- Разработка правил формирования и ведения Реестра, предусматривающих определенные критерии технологий защиты, в частности, таких как:
- простота в использовании и обращении; отсутствие необходимости приобретения специального оборудования или специальных навыков и знаний;
- осуществление проверки подлинности приобретаемого товара потребителем непосредственно в момент покупки;
- отсутствие у потребителя затрат, связанных с проверкой подлинности товара.
- Определение сферы деятельности и конкретных отраслей промышленности, где использование специальных технологий защиты является обязательным.
В настоящее время такими сферами деятельности могут стать фармацевтическая деятельность, производство и оборот алкогольной продукции, производство детских игрушек, а также поставка товаров для государственных нужд.
Мнение государственных органов
В полученных ответах федеральных органов исполнительной власти была изложена информация по мерам, проводимым в стране по вопросам защиты потребительского рынка от контрафактной продукции.
В частности, содержалась информация о том, что данный вопрос находится на постоянном контроле в Правительстве РФ, и в 2003 г. распоряжением Правительства РФ была создана правительственная комиссия по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности.
В состав данной Комиссии вошли представители всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в том числе силовых министерств, представители ГД РФ, Администрации Президента РФ, ТПП РФ, представители других заинтересованных государственных структур.
Наиболее эффективными методами на текущий период были признаны меры по совершенствованию законодательной базы в области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, охватывающие этапы изготовления и распространения контрафактной продукции.
В соответствии с российским законодательством, в целях защиты своих интересов, а также интересов потребителей, производители товаров могут использовать различные технологии защиты от контрафактной продукции. В настоящее время правовым основанием для этого являются положения, прежде всего, ст. 1299 ГК РФ.
Производители выбирают технические средства защиты от контрафактной продукции по своему усмотрению. В ряде случаев в составе мер по контролю за производством и распространением определенной продукции государство вынуждено устанавливать элементы обязательных для применения технологий защиты от контрафактной продукции.
Отмечалось, что и в этом случае производители могут использовать любые дополнительные защитные технологии по своему выбору.
Предложения ООО "Авента-Инфо" по поводу государственного Реестра технологий защиты не могут быть поддержаны, - констатировало Правительство, поскольку введение государственного реестра технологий защиты от контрафактной продукции является ограничением, препятствующим самостоятельному выбору производителем технических средств защиты. Кроме того, указывалось также, что обязательное использование определенных технологий приведет к удорожанию продукции.
Создание Реестра перспективно
Одновременно, указывалось в том же письме, идею создания Реестра технологий необходимо признать перспективной.
Ведение таких Реестров и информирование потребителей об особенностях различных технологий может осуществляться саморегулируемыми организациями участников рынка, а обязательное использование каких-либо технологий защиты (или их типов) должно следовать из федеральных законов с обязательным учетом положений Федерального закона от 27.12.2002 г. №184-ФЗ "О техническом регулировании".
Из анализа общения с государственными органами в части исследования проблем антиконтрафактного рынка напрашиваются следующие позитивные, но достаточно абстрактные выводы:
- на государственном уровне предполагается дальнейшее совершенствование действующего законодательства в области интеллектуального права, не акцентирующее, тем не менее, особого внимания на урегулирование правовых полномочий потребителей, предусматривающих право на замену (возврат) контрафактного товара;
- идея существования Реестра технологий защиты от контрафактной продукции однозначно одобряется и предлагается, что его введение, а также информирование потребителей и производителей об особенностях различных технологий, может осуществляться саморегулируемыми организациями участников рынка;
- введение государственного Реестра технологий защиты от контрафактной продукции признается ограничением, препятствующим самостоятельному выбору производителем технических средств защиты. В свою очередь, этот факт подтверждает также и то, что внедрение какой-либо определенной технологии также препятствует самостоятельному выбору производителя.
О чем умолчало Правительство
О явных недостатках законодательства о защите прав потребителей и необходимости принятия комплекса мер направленных на защиту именно потребителя от контрафактной продукции Правительство в своем письме умолчало. Хотя именно этот вопрос являлся краеугольным камнем всего обращения к нему, на основе которого и строились все предложения по совершенствованию существующих общественных отношений.
В итоге диалог только начался. У государства все в порядке. Создана авторитетная Комиссия, действует Гражданский кодекс. С учетом вышеизложенного, остается констатировать тот факт, что при трехстороннем партнерстве (государство - производитель - потребитель) в отношении влияния на экономический рынок контрафактной продукции до радикальных мер еще далеко, потребители остаются самой незащищенной стороной, в то время как предприятиям - производителям на договорной основе государство предлагает самим самостоятельно отстаивать свои права и интересы.