Выбор напитков по формуле "грамм — копейка — градус" снова в тренде. Экономя семейный бюджет, граждане снижают планку алкогольных предпочтений — в нижнем сегменте рынка все шире разливаются контрафакт и суррогаты.
Первая реакция рынка алкоголя на повышение цен — снижение спроса. "В России в последние годы в принципе снижаются объемы потребления всех алкогольных напитков,— объясняет финансовый аналитик "Финама" Тимур Нигматуллин.— И водки, и пива, и вина, и коньяка. Причина — и в государственном регулировании отрасли, и в высоких ценах на акцизы, и в изменении культуры потребления. Но резкое снижение потребления последних месяцев связано, конечно, с негативной экономической конъюнктурой. Население сокращает до минимума объемы потребления товаров не первой необходимости".
По словам руководителя торгового комитета по направлению "Алкоголь" ПО РОСТ (кооперативная платформа Союза независимых сетей России) Руслана Магомедова, январь не показательный месяц, тем не менее можно прогнозировать, что рынок алкогольной продукции ждет падение на 30-35% в течение всего 2015 года.
Обеспечит его в первую очередь резкое сокращение на рынке объема импортной продукции. "В условиях ослабевшего практически в два раза за последний год рубля импортные товары становятся неконкурентоспособны на российском рынке",— констатирует Тимур Нигматуллин. Бары, рестораны и магазины постепенно сокращают объем заказов на импортный алкоголь дистрибуторам (некоторые признаются, что почти вполовину), те, в свою очередь, резко сокращают импорт. По данным таможенной статистики, только за декабрь прошлого года импорт виски упал на 45,5%, рома — на 38,4%, вина — на 44,2%.
По словам экспертов, это не значит, что импортного алкоголя не будет совсем. Просто он будет либо слишком дорогой, либо поддельный.
"В Центральную Россию основные потоки нелегальной продукции идут из кавказских республик — с заводов без лицензий. В более отдаленные области вроде Оренбургской, Новосибирской водку завозят из Казахстана",— рассказывает председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. В конце прошлого года российские таможенники даже призывали ввести запрет на ввоз большого количества водки из Казахстана. Но в связи с тем, что Россия и Казахстан связаны договорами ЕврАзЭс, инициатива не прошла.
"Запретить провоз невозможно,— подтверждает сотрудница Оренбургской таможни.— Из Казахстана едут грузовики водки "Тайга", которая в их магазинах стоит 500 тенге, то есть 200 рублей. А для оптовиков, естественно, еще дешевле. Водитель просто говорит: "Везу на свадьбу другу". И ничего поделать нельзя".
"200 рублей до начала февраля было даже меньше установленной минимальной стоимости пол-литровой бутылки лицензионной российской водки,— комментирует Добров.— И уж точно куда как меньше реальной. В Казахстане акциз на литр спирта — 200 рублей, если на рубли переводить, а у нас — 500 рублей. Вот и вся конкуренция".
По словам Доброва, легальная водка не может стоить дешевле 185 рублей: акциз составляет 100 рублей, 20-30 рублей НДС, еще как минимум 30 рублей — это себестоимость производства, остальное — маржа производителя и розницы.
"По сравнению с докризисным периодом к нам на горячую линию стало звонить в 1,5-2 раза больше людей, столкнувшихся с контрафактным алкоголем,— рассказывает генеральный директор "Авента-Инфо" Наталья Костикова (компания защищает от подделок продукцию российских алкогольных производителей).— В основном с водкой, так как чаще всего подделывают именно ее".
Читайте полную статью в Журнале "КоммерсантЪ. Деньги" №5 [1013] 09.02-15.02.2015