Незаконный импорт китайских шин вытесняет отечественных производителей с рынка, а бюджет теряет свыше 1 млрд рублей ежегодно
Незаконный оборот шинной продукции, связанный с «серым» импортом и занижением таможенной стоимости за счет недостоверного декларирования по итогам 2015 года, нанес ущерб федеральному бюджету в размере $20 млн (1,32 млрд рублей). В этом году выпадающие доходы могут увеличиться еще на $2 млн. Отечественные производители обратились в правительство с просьбой усилить контроль за таможенным декларированием.
В общем объеме импорта грузовых ЦМК (цельнометаллокордных) шин в РФ, который составил в прошлом году 1,94 млн штук, доля Китая составила 40%.
— Около половины грузовых шин ЦМК из Китая в 2015 году импортировалось с признаками занижения таможенной стоимости в среднем до 20–25%, — сообщили «Известиям» в компании-производителе шин «Кордиант». — С занижением стоимости в два и более раза в прошлом году задекларировано было более чем 100 тыс. грузовых шин.
И это несмотря на то, что с конца прошлого года на китайские грузовые шины по решению Евразийского экономического союза (ЕАЭС) введены антидемпинговые пошлины в дополнение к действующим таможенным сборам (ставка 10%). Ставка антидемпинговой пошлины составляет от 14,8% до 35,4% от таможенной стоимости в зависимости от компании.
Производители уверены, что «серый» импорт шинной продукции и занижение ее таможенной стоимости можно значительно сократить за счет усиления контроля за импортом шин, а также взаимодействия ФТС России и заинтересованных шинных компаний, которые более профессионально могут доказать факты занижения таможенной стоимости на основе расчета себестоимости производства и нормальной цены на аналогичную продукцию в странах происхождения товара.
По словам ведущего эксперта направления «Финансовый консалтинг» группы компаний SRG Марины Александровой, совокупный ущерб российской экономике от «серого» импорта товаров составляет $4–5 млрд.
Основным же риском для конечного потребителя выступает не столько покупка «серых» шин, сколько покупка контрафактных автомобильных покрышек. По данным «Кордианта», в России доля аварийности из-за некачественных шин составляет в среднем 27,1% от общих неисправностей транспортных средств.
Генеральный директор «Авента-Инфо» (система бренд-контроля DAT) Сергей Мурашов отмечает, что потребитель несет финансовые потери при покупке поддельных шин по цене оригинальных, при этом подвергая риску безопасность дорожного движения.
— Поддельные шины не обладают качеством оригинальной покрышки, и их эксплуатация снижает общую управляемость автомобиля, что особенно опасно в зимний период времени и на трассе во время дождя, — подчеркнул он.
Газета "Известия", Надежда Мерешко, май 2016