Проект «СТОП! Контрафакт» предоставляет площадку экспертам по реализации и эксплуатации смазочных материалов, в области защиты прав потребителей и предпринимателей, а также специалистам других сфер, способных ответить на самые актуальные вопросы автомобилистов.
Сегодня мы предоставляем слово нашему эксперту, специалисту в области защиты объектов интеллектуальной собственности и борьбы с контрафактом Сергею Мурашову, генеральному директору ООО «Авента-Инфо».
Редакция: Считается, что подделки есть только на рынках развивающихся стран, а, например, в Европе – сплошь оригинальное качество. Согласны?
Эксперт: Это не соответствует действительности. Контрафактная продукция в той или иной степени присутствует на рынках всех стран мира, даже тех, где за ее производство и реализацию предусмотрено весьма суровое наказание. Это признают все игроки рынка смазочных материалов. Только одни заявляют об этом открыто, а другие предпочитают не афишировать данную информацию.
Доступность информации по наличию контрафакта и фальсификата на конкретном рынке – внутренняя политика каждой компании. Предупредить потребителей о том, что вероятность приобретения ими неоригинальной продукции существует – правило хорошего тона. И большое количество производителей моторных масел не только говорят об этом открыто, но и постоянно совершенствуют применяемые ими способы защиты от подделок, внедряя новые технологии в этой области. Те же, кто утверждает, что их продукцию не подделывают – лукавят, усыпляя тем самым бдительность общества потребителей. Хотя есть и исключения – контрафакт может отсутствовать у очень мелких производителей, продукция которых известна узкому кругу потребителей – небольшой рынок сбыта не интересен производителям подделок.
Вывод: Проблема поддельных и контрафактных смазочных материалов актуальна для рынков всех стран мира
Редакция: Насколько усложнил ситуацию с поддельной продукцией параллельный импорт?
Эксперт: Как мы знаем, для того чтобы насытить российский рынок товарами ушедших брендов, в том числе горюче-смазочными материалами, правительство России разрешило поставлять их без получения разрешения правообладателя. Разумеется, существует утвержденный перечень товаров и их производителей, на который распространяется соответствующее постановление Правительства.
Однако ввоз продукции без контроля официального представителя производителя или владельца бренда открывает большие возможности для теневого бизнеса. Что мы и наблюдаем сегодня на рынке смазочных материалов. Подделки приходят к нам не только из-за границы, но и изготавливаются внутри страны на подпольных заводах. А так как официальные представители брендов либо прекратили активную коммерческую деятельность, либо вовсе ушли с российского рынка, то и борьба с контрафактом с их стороны либо сокращена, либо полностью остановлена.
Самой заинтересованной стороной в покупке оригинальной продукции остается, безусловно, покупатель. Ведь он рискует не только суммой денег, потраченной на подделку, но и работоспособностью своего автомобиля – ремонт двигателя от заливки некачественного масла может вылиться в большие суммы. Другой заинтересованной стороной являются крупные торговые компании, которые долгие годы представляли тот или иной ушедший бренд на российском рынке, наладили каналы сбыта данной продукции, обзавелись представителями в регионах и т.д. Сегодня они вынуждены сами строить логистические цепочки поставки товаров из дружественных стран и принимать меры по их защите от подделок. Это хлопотно и недешево.
При удачном стечении обстоятельств рядовой потребитель должен выиграть, так как ему не нужно оплачивать так называемую добавленную стоимость за бренд. Но пока это только в теории. На практике чуда не происходит. Цена на ввозимые из-за рубежа санкционные товары все еще высока.
Редакция: Решит ли параллельный импорт проблему нехватки смазочных материалов или нет?
Эксперт: Время покажет. Здесь важно понимать, что параллельный импорт товаров разрешен со стороны России. При этом есть и вторая сторона, которая ввела санкции, чтобы не допустить на наш рынок эти самые товары. И угроза применения этих санкций вполне реальная. Это ограничивает возможности компаний-поставщиков, которые зарегистрированы в недружественных странах.
В итоге бизнесмены с обеих сторон, чтобы не рушить наработанные связи и не лишаться прибыли, вынуждены работать через посредников, которые находятся в странах, как минимум соблюдающих нейтралитет или скрывающих, не афиширующих экономические связи с Россией. Но и здесь не все так просто как хотелось бы.
Судите сами, если объем реализации определенной продукции, например через ту же Турцию или Китай, резко вырос, то это является сигналом для проведения соответствующих проверок. Хотя применительно к упомянутым выше странам проверки вряд ли дадут ожидаемый эффект. Следовательно, параллельный импорт будет работать на нас. Однако еще раз повторю, надеяться на то, что он решит все проблемы, нельзя. Нужно развивать собственное производство смазочных материалов всех видов и грамотно защищать продукцию от подделок. Но это тема отдельного разговора.
Вывод: параллельный импорт немного улучшит, но не решит проблему нехватки санкционных товаров на отечественном рынке.
Для справки: компания «Авента–Инфо» продвигает на российском рынке систему бренд-контроля DAT, которая представляет собой технологию защиты товаров от подделок, позволяющая конечному потребителю оперативно проверить подлинность продукции, а ее производителю выявить точки продаж контрафакта.
Компания сотрудничает с отечественными и зарубежными производителями смазочных материалов по защите их продукции, и отныне мы будем получать эксклюзивную и достоверную информацию о положении дел в отрасли из первоисточника.