По данным Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, практически 50% товаров, предназначенных для детской аудитории, являются контрафактными. Для сравнения возьмем статистику за 2012 год: доля подделок детской продукции составляла 30% от всей массы товаров на рынке.
Некоторые профессионалы сомневаются в данных, предоставленных Ассоциацией, и заявляют, что рост подделок в этом секторе потребительского рынка действительно присутствует, но на долю подделок приходится не более 40%.
700 млрд рублей так оценивается объем рынка детской продукции на основе качественных показателей.
На данный момент ситуация с детскими игрушками обстоит таким образом, что рынок поделен среди нескольких игроков, которые имеют эксклюзивные договорные отношения с импортными производителями на ввоз игрушек в РФ. Однако Минпромторг оценивает вариант введения параллельного импорта. В этом случае игрушки смогут ввозить и предприниматели, не имеющие эксклюзива.
Представители Ассоциации предприятий индустрии детских товаров категорически против параллельного импорта игрушек. Свою позицию они объясняют высоким риском появления контрафактной продукции на рынке.
Эксперты по защите от подделок ссылаются на то обстоятельство, что в стране по факту отсутствует система государственного контроля качества. Например, технические регламенты не прописаны для 90% товаров. Данное положение вещей делает невозможным отслеживание уровня качества и безопасности продукции, как произведенной отечественными фабриками, так и импортированной. Более того, детские товары, как правило, не имеют дополнительной защиты от подделки: галограммы, QR кода или DAT-стикера.
Необходимость государственного контроля за качеством и безопасностью особенно важна при либерализации рынков. При параллельном импорте детских товаров возникнут много игроков, в том числе и мелких, деятельность которых должна регулироваться. Наличие конкуренции всегда благотворно сказывается на развитии экономики. Самое главное, от параллельного импорта выигрывает потребитель цены будет регулировать рынок, а не крупные импортеры игрушек, у которых есть эксклюзив на импорт.