Московский областной суд приговорил девушку, создавшую магазин "липовых" товаров класса люкс в социальной сети Instagram, к четырем годам тюремного заключения. В результате мошеннической деятельности осужденной пострадали 18 человек. Они стали покупателями виртуального магазина брендовой одежды и аксессуаров, но большинство из потерпевших либо не получило своих заказов на руки, либо обнаружили посылки с подделкой. Владелица магазина присваивала деньги и прекращала общение с клиентом. Суммарно преступница завладела 448 тыс. рублей. На суде девушка признала свою вину, а также компенсировала частично ущерб пострадавшим.
К сожалению, выявить и наказать мошенников, которые используют социальные сети и сайты-аукционы для сбыта контрафакта, очень сложно. Российской судебной практике известны единичные случаи, когда виновник понес наказание по всей строгости закона.
Дело в том, что мошенничество в социальных сетях труднодоказуемо. Потребитель, передавая деньги, как правило, не получает кассовый чек или фактуру, которая подтверждает покупку и идентифицирует продавца. Несовершенство законодательной базы делает процесс доказывания факта поддельного товара (брендовой сумки, одежды класса люкс) практически непосильной задачей для среднего покупателя. По закону контрафакт должен подтвердить законный производитель оригинала, пожаловавшись на нарушение прав интеллектуальной собственности.
Ситуация еще более усложняется, если онлайн-магазин предлагает «оригинальный», но бывший в употреблении товар, попросту говоря, является «комиссионкой». Покупатель сильно рискует, ведь проверить товар на подлинность нет никакой возможности. Зачастую одежду и аксессуары известных модных марок можно увидеть только на фото перед покупкой, и уже только после доставки курьером обнаружить фейк.
На помощь любителям брендовых вещей приходят аутентификаторы профессионалы по выявлению подделок. Как правило, они специализируются на конкретном бренде или группе товаров. Консультация аутентификатора может быть как платной с выпиской официального заключения (если вы обратитесь в офис производителя бренда) или бесплатной (у активистов, которые предлагают свои услуги в тех же социальных сетях).
Сотрудники полиции считают, что потерпевших в несколько раз больше, чем обратившихся в органы правопорядка по факту мошенничества в социальных сетях. Несчастливые покупатели стыдятся, что не смогли распознать подделку, и предпочитают не придавать факт приобретения контрафактного товара огласке.
Эксперты по защите от подделок считают, что рынок электронной торговли контрафактной одеждой и аксессуарами огромен. Только в Москве его объем достигает нескольких сотен тысяч долларов в месяц. В натуральном выражении оригинальные товары не превышают 3% от всей продукции, реализуемой через социальные сети. Все остальное подделки, иногда очень высокого качества, но все же не оригинал.