Объем отечественного рынка нелегальной продукции (товаров, произведенных с нарушением прав на объекты интеллектуальной собственности) составил 2,5 трлн рублей ежегодно. На международном уровне теневой бизнес раздулся до размера в 500 млрд долларов (IPQuorum, исполнительный директор «РусБренд» Алексей Поповичев).
За прошедший год силами российской полиции и таможенной службы было выявлено 14 млн единиц поддельных товаров (Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов).
Степень проникновения контрафакта отличается в каждой отрасли. Под непрекращающейся атакой пиратов находятся производители сигарет, обуви, одежды, сумок и аксессуаров, средств защиты растений, косметики, детского питания. На этих рынках объемы контрафакта могут достигать до 50% от всей реализованной продукции.
Вне зависимости от отраслевой специфики контрафакция наносит ущерб легальным производителям:
- снижение товарооборота, рыночной доли, объёмов продаж;
- вынужденное повышение цен на продукцию для покрытия ущерба;
- снижение конкурентоспособности из-за ценового демпинга «серых» импортеров и откровенных «пиратов»;
- репутационные издержки: «размывание» бренда по причине потери премиальности, негативное «сарафанное радио» в следствие неосознанного потребления подделок и переноса недовольства качеством на оригинальный продукт.
Существует универсальное межотраслевое решение для защиты от контрафакта – добровольная маркировка цифровой меткой прослеживания (DAT-кодом). Покупатель получает инструмент проверки подлинности продукции, который не требует специальных компетенций, оборудования и денежных затрат. Мошенникам становится невыгодно подделывать защищенный DAT-кодом товар, и они уходят с рынка или переключаются на другой бренд.
Для примера расчета экономического эффекта от внедрения добровольной маркировки DAT-кодом рассмотрим следующую бизнес-задачу. Производитель выпускает ежемесячно 100 тыс. единиц продукции по цене 300 рублей за штуку. Выручка составит 30 млн рублей. При доле контрафакта в 20% отвоёванный рынок может принести дополнительный объем продаж равный 7,5 млн рублей в месяц.
Решения системы бренд-контроля DAT для производителей: