Система DAT получает вопросы в группах социальных сетей от обманутых потребителей. Основной повод обращения, что делать, если я купил подделку и как защитить права потребителя, как вернуть товар или получить деньги от продавца, который продал контрафакт.
Покупательница из Украины написала сообщение и рассказала следующую историю неудачной покупки телефона в онлайн магазине: «Здравствуйте, заказали телефон по акции, вроде оригиналю Пришла посылка: внешне телефон соответствует требованиям, заплатили 3470 гр. В телефоне нету функций, которые якобы должны быть, так мало того, он медленно загружается и отключается, в общем подделка этого телефона была бы лучшего качества и на 1000 дешевле, дали типо год гарантии, но имеющиеся два номера не доступны, для нас это большие деньги взятые в кредит, за него нужно ещё выплачивать деньги, а телефоном пользоваться не возможно».
Ситуация покупательницы осложнялась тем, что продавец не отвечал на ее звонки. А на сайте онлайн-магазина не было контактов обратной связи и адреса офиса. После безрезультатных попыток связаться с продавцом, девушка позвонила по номеру, указанному в "гарантийном талоне". Она так описывает свой разговор с мошенниками: «Первый раз, когда позвонила на номер, женщина взяла трубку, и когда я начала говорить о бракованном телефоне, отключилась и внесла в чёрный список мой номер».
В данной ситуации традиционные меры, которые может принять потребитель, не работают. Необходимо подключать правоохранительные органы, написав заявление.
Для профилактики подобных ситуаций эксперты по защите от подделок рекомендуют перед покупкой:
- проанализировать онлайн магазин (есть ли контактная информация, адрес местонахождения, возможность обратной связи) и позвонить с контрольными вопросами;
- на сайтах «отзовиках» пробить мнения покупателей о магазине, чтобы выявить мошенников и аферистов до покупки;
- написать или позвонить в колл-центр производителя товара, чтобы узнать список официальных дилеров / дистрибутеров в вашем регионе. Проверить входит ли данный продавец в этот список;
- если возникают сомнения в подлинности товара на сайте онлайн-магазина, лучше обратиться к производителю за разъяснениями.