Генеральный директор компании "Авента-Инфо" (владелец Системы бренд-контроля DAT) Сергей Мурашов высказал экспертное мнение по проблеме нелегального оборота автозапчастей в рамках публикации "Трактор контрафактный".
Сергей Мурашов так прокомментировал ситуацию:
Согласно данным последних исследований, доля контрафакта на рынке непродовольственных товаров в прошлом году доходит до 5,2 трлн руб. Эта сумма сопоставима с 4,7% отечественного ВВП. Или с долей в валовом внутреннем продукте агропромышленного комплекса.
Оборот нелегальных компонентов и механизмов в сельскохозяйственном машиностроении часто объясняют сложившейся культурой потребления. Покупатель, частное лицо или юридическое, отдает предпочтение продукции с наиболее низкой ценой. В сложных экономических условия, когда предприятия должны урезать издержки и экономить, срабатывает стратегия «желтого ценника». Риском данного корпоративного поведения является приобретение контрафакта.
Хотя отечественное законодательство определяет ответственность за производство и реализацию контрафакта, фальсификата и параллельного импорта, этих мер явно недостаточно. Можно сформулировать три дополнительных направления борьбы с незаконным оборотом запчастей:
- Информирование покупателей об экономических последствиях закупки контрафактных запчастей. Во-первых, в результате использования поддельных компонентов потребители могут столкнуться с выходом техники из строя в горячий период. Как следствие, потерять урожай. Во-вторых, закупка дешевых компонентов и узлов – это мнимая экономия бюджета. Поддельные запчасти вызывают поломки агрегатов и имеют короткий жизненный цикл. В этом случае затраты на ремонт и повторные закупки компонентов для сельхозтехники только растут.
- Внедрение цифровых инструментов, позволяющих выявлять контрафакт без сложных лабораторных исследований. Одним из них является добровольная маркировка компонентов цифровой меткой прослеживания – DAT-кодом. Технология позволяет конечному покупателю самостоятельно проверить уникальный код и узнать происхождение запчасти.
- Нулевая толерантность к продавцам контрафакта. Легальные производители, которые в судебном порядке привлекают к ответственности мошенников, в долгосрочном периоде возвращают «съеденную» подделками долю рынка. Одной из лучших практик на рынке является вовлечение самих покупателей в борьбу с контрафактом. Например, получение от потребителей информации о продавцах подделок, составление «черных» списков дистрибьюторов.
Столкнувшемуся с атакой контрафактчиков производителю можно порекомендовать составить антиконтрафактную стратегию, которая будет работать сразу на всех направлениях: информирование потребителей о вреде подделок, повышение степени защиты товаров, привлечение мошенников к судебной ответственности.