«Незнание законов не освобождает от ответственности» - эта крылатая фраза очень точно передает положение дел с оборотом нелегальных товаров на отечественном рынке в сегменте малого бизнеса.
Индивидуальные предприниматели, владельцы небольших магазинчиков «у дома», продавцы на рынках порой не осознают, что торговля контрафактом – это серьезное правонарушение, которое влечет административную, а в некоторых случаях и уголовную ответственность.
Продавец обязан проверить сопроводительную документацию на товар: сертификаты, лицензии, свидетельства о происхождении продукции.
Чем грозит продавцу продажа контрафакта?
Согласно статье 14.10 КоАП размер административного штрафа может доходить до трехкратной стоимости товара, но не менее 40 000 рублей с сопутствующей конфискацией нелегального товара.
Правообладатель товарного знака вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации в размере от 10 000 до 5 000 000 руб., либо в двукратном размере от стоимости товаров, на которых размещен товарный знак или стоимости права использования товарного знака (ст. 1515 ГК РФ).
Уголовная ответственность наступает, когда нарушение совершено неоднократно или причинило крупный ущерб. Суд может наложить штраф в размере до 1 миллиона рублей, привлечь к обязательным работам до 360 часов, привлечь к исправительным работам на срок до 5 лет, лишить свободы на срок до 6 лет (ст. 180 УК РФ).
Какие риски несет продавец, реализуя подделки?
- Финансовые: в случае выявления факта продажи контрафакта продавец по решению суда должен выплатить штраф, возместить судебные издержки истцу и выплатить значительную компенсацию правообладателю.
- Имиджевые: покупатели, столкнувшиеся с некачественными подделками, могут оставить негативные комментарии о торговой точке в интернет, соцсетях или домовых чатах. В результате поток покупателей может снизиться, и объемы продаж упадут.
Как малому бизнесу привлечь покупателей, сотрудничая с производителями товаров с защитой от контрафакта Системы DAT
Эксперты по защите от подделок рекомендуют продавца ввести в ассортимент продукцию, которую можно проверить на подлинность благодаря добровольной маркировке DAT-кодом. После оплаты на кассе покупатель самостоятельно «пробивает» цифровую метку и получает ответ от бесплатного сервиса Системы DAT: оригинальный товар или контрафакт.
Размещая в торговой точке информацию о наличии защищенных от подделки товаров, продавец получает дополнительное конкурентное преимущество и доверие покупателей.