Мурашов Сергей, Генеральный директор ООО «Авента-Инфо»
Принятая и вступившая в силу четвертая частъ ГКРФ ознаменовала переход к инновационной экономике через вовлечение рынка интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот. Формирование цивилизованного рынка интеллектуальной собственности в России находится в самом начале своего пути, а потому несанкционированное использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации - явление распространенное. О борьбе с ним пойдет речь в данной статье.
Первым шагом на пути к цивилизованным отношениям в сфере интеллектуальной собственности следует назвать формирование законодательной базы. Вторым - снижение административных и налоговых барьеров. Третьим, который можно назвать приоритетным в программе работы профильных комитетов Госдумы, является борьба с контрафактом.
Основной двигатель инноваций - изобретательство и авторские разработки. На обеспечение авторских прав, а также прав создателей и владельцев различного рода изобретений направлена весомая часть российского законодательства. Гражданское законодательство подробно регламентирует все вопросы имущественного характера, связанные с созданием, пользованием и реализацией произведений и изобретений. Уголовное и административное законодательство устанавливают запреты на несанкционированное использование чужих произведений и изобретений.
Формально не только законодательство, но вся мощь государственной политики и идеологии направлены против контрафакции - главного сорняка на поле развития инновационных технологий и создания инновационных продуктов.
Не исследовано и не изучено
Между тем, по данным института интеллектуальной собственности (РНИИИС), анализ особенностей борьбы с контрафактом свидетельствуют о том, что существующие методики не позволяют говорить о глубине исследований и универсальности критериев определения уровня контрафактное™ как в России, так и во всем мире. При отсутствии четких критериев любые исследования порождают лишь условные представления.
Под контрафакцией законодатель подразумевает нарушение авторского права или смежных с ним прав. Указанный термин также используется для обозначения нарушений в сфере интеллектуальной собственности в целом. В российском законодательстве используется понятие "контрафактный экземпляр" - экземпляр произведения, охраняемого авторским правом, или объекта, охраняемого смежным правом, изготовление или распространение которых нарушает указанные права (см.: Российская юридическая энциклопедия // под ред. А.Я. Сухарева).
Безусловно, право автора на произведение или продукцию должно строго охраняться, а его нарушение - преследоваться по закону. Вместе с тем нарушение авторских прав (контрафакция) может повлечь негативные последствия не только для автора произведения (продукции), но для лиц, приобретающих контрафактные экземпляры.
Если разочарование коллекционера, купившего поддельный шедевр, еще можно себе представить, то последствия приобретения поддельной водки, лекарств или детских товаров непредсказуемы. К сожалению, государство и производители вышеуказанной продукции не демонстрируют реальную заинтересованность в устранении контрафакции, угрожающей здоровью и жизни граждан. Более того, действующее законодательство не упоминает и не рассматривает реализацию контрафактной или иной поддельной продукции как нарушение прав потребителей.
Подделку не обменяют
Закон РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" не устанавливает какие-либо последствия продажи поддельного товара. Следовательно, потребитель не вправе требовать его замены или возврата. Другое дело, если потребитель обнаружил качественные недостатки товара или, например, решил заменить купленную одежду в связи с тем, что ее фасон покупателя не устраивает. В соответствии с Законом после непродолжительной процедуры ему обменяют товар или вернут деньги.
Что касается лекарственных и алкогольных продуктов, то, как известно, возврату они не подлежат, а проверка их качества может ухудшить здоровье потребителя-экспериментатора до такой степени, что заявлять о плохом качестве товара уже будет некому. Однако, даже если опытный потребитель еще при покупке обнаружит, что товар поддельный, согласно Закону это не является обстоятельством, позволяющим ему заменить этот товар или потребовать уплаченных за него денежных средств. У обычного потребителя вообще нет никакой информации, которая поможет ему обнаружить контрафактную продукцию. В свою очередь государство и производитель не спешат вооружить потребителя способами распознавания подделки.
На сегодняшний день существуют многочисленные технологии защиты продукции от подделки, среди них и такие, которые позволят потребителю установить подлинность приобретенного товара в течение нескольких секунд и без специального оборудования.
Вместе с тем государство не обязывает производителя применять подобные технологии и соответственно не информирует потребителя о способах установления подлинности товара. Не секрет, что в сфере производства лекарств и алкогольной продукции производитель поддельного и подлинного товара может совпадать в одном лице.
Такое лицо не заинтересовано в дополнительной системе учета и идентификации производимой продукции, а государство не стремится изменить эту ситуацию. Акцизные марки и иные системы учета объема производства и оборота алкогольной продукции применяются исключительно в фискальных целях и не направлены на обеспечение прав потребителя. При этом применение таких систем учета оставляет желать лучшего: затраты на внедрение этих систем не оправдываются полученными результатами, что свидетельствует о неэффективном использовании бюджетных средств.
Объем теневого оборота алкоголя в России, значительную часть которого составляет контрафактная продукция, продолжает неуклонно расти, как и число обращений в медицинские учреждения в связи с применением поддельной водки, лекарственных средств и товаров для детей. Эти показатели настолько велики, что бездействие государства в разработке и реализации превентивных мер, препятствующих появлению поддельной и контрафактной продукции, вызывает недоумение. Необходимость законодательных изменений и нормативных установлений, направленных на защиту прав потребителя и предотвращение появления поддельной продукции, очевидна.
Комплекс мер
Представляется, что в первоочередном порядке должны быть регламентированы следующие меры:
- - введение государственного реестра технологий защиты от поддельной продукции;
- - определение ответственного за Реестр органа государственной власти;
- - разработка правил формирования и ведения Реестра, предусматривающих, в частности, что включению в него подлежат технологии защиты соответствующие следующим критериям:
- - возможность для потребителя осуществить проверку подлинности приобретаемого товара непосредственно в момент покупки;
- - отсутствие у потребителя затрат, касающихся проверки подлинности товара, в связи с необходимостью приобретения специального оборудования или специальных навыков и знаний;
- - определение конкретных отраслей промышленности, где использование специальных технологий защиты является обязательным.
В настоящее время такими сферами могут стать фармацевтическая деятельность, производство и оборот алкогольной продукции, производство игрушек, а также поставка товаров для государственных нужд. Осуществление вышеуказанных мероприятий не повлечет за собой существенных затрат федерального бюджета, так как основные статьи расходов будут связаны с разработкой правовых актов и ведением Реестра.
Дополнительные обременения субъектов предпринимательской деятельности при обязательном использовании специальных средств защиты продукции от подделок соответствуют положениям ст. 55 Конституции РФ, поскольку направлены на защиту здоровья, прав и интересов других лиц. При этом такие меры не относятся к фискальным обременениям и не являются формой скрытого налогообложения: приобретение средств маркировки с использованием технологий защиты от поддельной продукции не влечет за собой дополнительных поступлений в государственный бюджет.