Защита товара от подделок - больная тема для многих сегментов потребрынка. Решений здесь было предложено немало, производители многое перепробовали - и во многом же успели разувериться. Так что стартапам, решившим предложить в этой области что-то новое, приходится непросто. Предприниматель из Екатеринбурга Павел МЕДВЕДЕВ, придумавший технологию определения подлинности товара с использованием QR-кода, знает об этом не понаслышке. Но и упорства ему не занимать.
Технология, придуманная Павлом Медведевым, основана на использовании QR-кода и принципов геолокации, что и отражено в аббревиатуре, в которой предприниматель "зашифровал" суть своей разработки, - QRGL (последние две буквы - от англ. geo location). Внешне QRGL-этикетка, придуманная им, ничем не отличается от QR-кода. Для ее создания можно использовать как бумагу, так и пластик. Запатентованная идея кроется в "начинке". Товару с такой этикеткой автоматически присваиваются уникальный номер, зарегистрированный в базе данных, и ссылка на сервер центра проверки. Для проверки подлинности товара покупателю понадобится несколько секунд и всего один клик - чтобы считать код с товара специальной программой QRGL-reader, установленной в смартфоне. После анализа запроса пользователю выдается итоговая информация о товаре.
Покупатель-эксперт
Стоит сказать, что рынок сервисов по защите от контрафакта, на который нацелилось конструкторское бюро "Север", вовсе не пуст. По словам генерального директора НП "Антиконтрафакт" Сергея Столярова, сегодня одной из самых эффективных систем защиты продукции является бренд-контроль, активно используемый в алкогольной промышленности и в производстве запчастей. "Смысл системы заключается в том, что каждой единице продукции присваивается уникальный код, который находится под специальным защитным слоем, - объясняет Столяров. - Приобретя продукцию, вы стираете защитный слой, отправляете на короткий СМС-номер семизначное число и получаете либо подтверждение, что у вас в руках оригинал, либо предупреждение о подделке. Во втором случае вы можете на основании полученной информации предъявить претензии торговой точке". Такая система, отмечает он, защищает от подделки не только потребителя, но и производителя, поскольку присвоенный уникальный номер не может повторяться.
Бренд-контроль позволяет покупателю самостоятельно определить подлинность продукта, что немаловажно. В этом смысле он сильнее голограмм, которые в большинстве случаев мало о чем говорят обычному покупателю, да и к тому же нередко подделываются мошенниками. В компании "Голография-Сервис", занимающейся разработкой и изготовлением защитной и имиджевой маркировки для организаций, утверждают, что научить потребителя разбираться в голограмме могут только сами производители, рассказывая о ней в рекламе своей продукции. При этом в любых промоматериалах должны быть определенные ориентиры для потребителя: логотип компании, голограмма определенных размеров, микротексты.
Один из непосредственных конкурентов придуманной Павлом Медведевым QRGL-технологии - проект "Система бренд-контроля DAT", который уже обосновался на рынке.
- Современные системы идентификации можно разбить на две группы, - подводит теоретическую базу руководитель DAT Сергей Мурашов. - Первая - голограммы, метки. Это системы, в которых идентификатор подлинности находится на самом товаре. Вторая - системы с удаленно расположенным идентификатором. В этом случае само по себе наличие стикера и кода на товаре еще не выступает доказательством подлинности: информация о ней находится на сервере, а код позволяет сделать запрос в удаленную базу данных. Ведь если производитель контрафакта может воспроизвести сам товар, то у него не возникнет большого затруднения подделать и метку! При удаленной системе идентификации задача по воспроизведению идентификатора становится практически невозможной.
Опыт DAT показывает, что спрос на системы защиты от подделок среди производителей есть - особенно в сегментах, где качество товара для потребителя важнее всего. "Дело даже не в том, что государство недобирает налогов, а производитель теряет репутацию, - говорит Евгений Калабин, исполнительный директор ТД "Межреспубликанский винзавод", который использует DAT. - Потребитель, приобретая некачественный алкоголь, зачастую рискует здоровьем и жизнью".