Алкогольная отрасль сегодня развивается достаточно активно. Высокая конкуренция, которая существует на рынке, заставляет производителей следить за качеством продукции и искать нестандартные ходы для ее продвижения. Об основных проблемах алкогольной отрасли в России рассказал Николай Князев, заслуженный работник сельского хозяйства Республики Башкортостан, генеральный директор ОАО «БАШСПИРТ».
– В последнее время мы отмечаем положительные тенденции в деле упорядочения и контроля за производством и продажей алкогольной продукции. И прежде всего это создание единого организационного и контролирующего органа производства спирта и алкогольной продукции, оптовой и розничной реализации продукции – Росалкогольрегулирования.
Установление минимальной розничной цены на водку (с 1 января 2013 года она составляет 170 рублей) позволило отсечь от розничной торговли значительную часть нелегальной водочной продукции. Ранее основным конкурентным преимуществом нелегальной водки была крайне низкая розничная цена, определяемая неуплатой налогов и акциза, а ведь у законопослушных производителей водки эти платежи достигают более половины стоимости продукта.
– Какие основные факторы оказывают влияние на ваш бизнес? Как, в частности, отразится на алкогольной отрасли вступление России в ВТО?
– Незначительно. И в предыдущие годы у нас был достаточно свободный приток в Россию импортного алкоголя. На полках витрин магазинов представлен самый разнообразный ассортимент иностранных напитков.
На повестке дня есть более серьезные проблемы. Так, например, создается единый Таможенный союз с Казахстаном и Беларусью. Акцизы на водку в этих государствах значительно ниже, чем в России. И мы уже сейчас ощущаем давление на наш рынок относительно дешевой казахстанской водки. Существует вполне разумное предложение выровнять ставки акциза на спирт в странах Таможенного союза.
Еще более серьезной внутренней проблемой является продолжающееся производство нелегальной, так называемой «схемной», водки с поддельными акцизными марками. По данным аналитиков, по-прежнему около 40% реализуемой в розничной торговле водки – это контрафакт.
Проблем у бизнеса в России, равно как и в любой другой стране, по тем или иным причинам всегда предостаточно. Но нам хотелось бы выразить особую признательность руководству нашей республики за то, что в Башкортостане удалось не только сохранить, но и успешно развивать алкогольную отрасль, в отличие от многих соседних регионов Урала и Поволжья, где местное производство водки было фактически ликвидировано и на прилавках магазинов господствует привозная алкогольная продукция.
– Конкуренция на рынке в этой сфере всегда крайне высока. За счет чего выигрывают лидеры?
– Определяющим фактором успеха является сохранение высокого качества производимой продукции. Многие предприятия проводят техническое переоснащение производства, в частности для того, чтобы полностью соответствовать требованиям международного сертификата ISO 9001. Действуют сертифицированные лаборатории качества. Для изготовления алкогольных напитков лидеры используют спирт только собственного производства. Сырьем служат отборные рожь и пшеница, выращенные в экологически чистых районах. Этим обусловлено отличное качество спирта, его высокие органолептические показатели.
В целях безопасности потребителей используются различные способы защиты продукции от подделок, например, внедряется система бренд-контроль DAT.
Сергей Тюрин, ТПП-Информ, 22.03.2013 г.