По оценке экспертов, рынок автокомпонентов наводнен контрафактом. Подделки составляют от 20 до 90% в отдельных сегментах. Потери несут как производители, так и покупатели, лишенные возможности купить оригинальные качественные изделия.
СЕРГЕЙ МУРАШОВ, генеральный директор Системы бренд-контроля DAT, эксперт в области защиты интеллектуальной собственности, рассказывает о том, чем страшен контрафакт в бизнесе и на дорогах.
- Для производителей контрафакт – это прямой путь к утрате имиджа бренда, доверия покупателей и, как итог, – к потере рынка. Все усилия и затраты компаний, направленные на разработку продукции, проведение испытаний и продвижение товаров на рынке, сводятся к нулю, когда продукция из-за подделок перестает пользоваться спросом. Продажи резко падают, и производитель далеко не всегда может вернуть долю рынка, утраченную из-за реализации контрафактной продукции, выпущенной под его брендом.
Покупатели расплачиваются за приобретенный контрафакт своим здоровьем, а иногда и жизнью. По статистике, ежегодно в России от ДТП страдает 270 тысяч человек. За 6 месяцев 2013 года зафиксировано 62 984 происшествий. Самые страшные из них происходят из-за технической неисправности автомобилей. Одна из причин таких аварийных ситуаций – использования поддельных автозапчастей.
В этой ситуации важно, чтобы производители защищали свою интеллектуальную собственность и информировали потребителей, как можно отличить оригинал от подделки. Сегодня таким инструментом идентификации и проверки подлинности является Cистема бренд-контроля DAT. Ее уникальность в том, что каждой единице продукции присваивается идентификационный код. Покупатель может проверить по коду подлинность приобретенной запчасти через смс или на сайте Cистемы DAT. Удостоверившись в подлинности автокомпонентов, автомобилист будет уверен в их надежности. При получении уведомления о подозрении на контрафакт, покупатель может вернуть автозапчасть продавцу и избежать аварийных ситуаций на дорогах.
Контрафакт – бич автомобильной отрасли. Производитель не всегда может оперативно выявить партии контрафакта и изъять их из продажи. Основным инструментом здесь становятся технологии удаленной идентификации товаров, какой и является система бренд-контроля DAT. По результатам проверок подлинности автозапчастей по Cистеме DAT, в 2013 году уведомление о подозрении на контрафактные автозапчасти получили 35 469 человек. По количеству «тревожных» ответов лидирует Москва – 27,4%, вслед за ней идут Башкирия – 5,5%, Белгородская область – 3,3%, Самарская область – 2,9% и Краснодарский край – 2,7%. Мы считаем, что проверка подлинности автозапчастей позволяет значительно снизить количество ДТП на дорогах России.
Острота проблемы в этом году была отмечена устроителями премии «Мировые автомобильные компоненты». Учреждена номинация «За лучшую программу по защите оригинальной продукции», и это важный шаг на пути к цивилизованному рынку без контрафакта. Хочется отметить, что спонсором мероприятия стал алкогольный холдинг ТД "Межреспубликанский винзавод". Эта компания – ответственный производитель, который предоставляет своим покупателям возможность проверить оригинальность продукции через Cистему бренд-контроля DАТ и обезопасить тебя таким образом от контрафакта.
Опытом внедрения системы бренд-контроля DAT делятся отечественные производители автокомпонентов.
ДМИТРИЙ МУСАЛЬНИКОВ, директор по продажам
ООО «СК-ПРОМАВТО», победитель номинации «За лучшую программу по защите оригинальной продукции» премии «Мировые автомобильные компоненты – 2013»:
«В условиях высокого уровня контрафакта на рынке автокомпонентов производителям необходимо предпринимать меры по защите своей продукции и узнаваемости торговой марки. Чтобы гарантировать высокую степень защиты оригинальности нашей продукции мы реализуем поэтапную программу: проводим сертификацию изделий торговой марки SLON, продаем продукцию в защищенной от вскрытия фирменной упаковке, защищаем подлинность товаров Cистемой бренд-контроля DAT и реализуем изделия через собственную дилерскую сеть. Хочется отметить высокую эффективность внедрения системы DAT: защищенная от подделок, наша продукция приобретает дополнительную ценность для партнеров – дилеров и конечных потребителей.
Партнерам важны гарантии того, что они получат оригинальный качественный продукт - как в части его технического исполнения, так и в части его ликвидности. Для дилеров важно, чтобы товар пользовался спросом и был реализован. Внедрив технологию проверки подлинности товаров DAT, ООО «СК-ПРОМАВТО» предоставляет дополнительные гарантии партнерам и потребителям торговой марки SLON. Важно, что конечные покупатели, в свою очередь, так же могут удостовериться в том, что приобретают оригинал, а не подделку. Возможность проверить подлинность автокомпонентов нередко является одним из решающих факторов при принятии решения о покупке».
АНДРЕЙ ПОЛУБАНОВ, технический директор ЗАО «КАРДАН»:
«ЗАО «КАРДАН» работает на рынке карданных валов с 1998 года. И сразу же мы столкнулись с проблемой, как идентифицировать свой продукт на рынке. Рынок у нас наполнен карданными валами неизвестного производства, поэтому необходимо предпринимать меры, чтобы дифференцироваться от других производителей и тем более пресечь возможность контрафакта, распространяемого под видом продукции ЗАО «КАРДАН».
Первым этапом было размещение на продукции оригинальной бирки – ее скопировали. Затем стали производить маркировку изделий иглоударным способом. Однако и этого было недостаточно, т.к. штамп тоже стали подделывать. Правда, с существенной разницей. Мы наносим маркировку на специальном оборудовании по программе ЧПУ на неокрашенное изделие, поэтому маркировка на всех изделиях идентичная вплоть до десятых долей миллиметра. Копии же были неаккуратные и наносились, в отличие от валов ЗАО «КАРДАН», на готовое, уже окрашенное изделие. Тем не менее эти отличия для потребителя были неочевидными, и вопрос о защите и идентификации продукции ЗАО «КАРДАН» опять стал актуальным.
На фоне постоянной борьбы за покупателя и рынок внедрение технологии защиты системы бренд-контроля DAT стало огромным шагом вперед. С 2009 года мы защищаем свою продукцию стикерами, на которые нанесен логотип ЗАО «КАРДАН» и уникальный DAT-код для проверки подлинности продукции. Наше предприятие боролось за узнаваемость продукции и добилось этого. За все время защиты товаров системой DAT мы не выявили ни одного случая подделки наших изделий. К тому же Cистема бренд-контроля DAT – это отличный инструмент проведения маркетинговых исследований. Мы видим, в каких регионах наша продукция покупается, в каких регионах продажи идут хуже. И можем реагировать на эту ситуацию».
ВАЛЕРИЙ НОВИКОВ, генеральный директор ООО «РУСМАШ»:
«Когда на рынке появились китайские подделки автоматического натяжителя цепи "Пилот", который производит наша компания, встал вопрос о защите продукции. Первое, что мы сделали, изменили дизайн упаковки, нанесли на нее DAT-стикер с полосой «Проверка подлинности». И на верхнюю открывающуюся часть упаковки поместили надпись «Не дай себя обмануть!!! Проверь подлинность купленного изделия». Защита изделий по технологии Cистемы бренд-контроля DAT дала очень хороший результат: нам удалось вернуть 60% рынка, который мы потеряли из-за засилья контрафакта.
На рынке до сих пор появляются поддельные натяжители в старой упаковке. Мы не скрываем этот факт, предупреждаем о возможных случаях своих партнеров и покупателей и информируем о том, как выглядит оригинальная продукция.
Производителю необходимо оперативно выявлять контрафакт и внедрять технологии защиты товара, чтобы сохранить своего покупателя и рынок. У нас есть печальный опыт, поэтому могу говорить о необходимости защиты продукции с полной ответственностью. Некоторое время назад мы не смогли своевременно отреагировать на выпуск контрафакта и потеряли рынок. Речь идет о комплекте башмаков натяжения цепи «MAX Ресурс» для двигателей. После приобретения низкопробных копий нашей продукции покупатели утвердились во мнении, что сначала мы вышли с качественным изделием, чтобы завоевать доверие, а потом стали экономить на качестве продукции. Несмотря на то, что это не так, вернуть рынок нам, к сожалению, не удалось.
Имея такой опыт, мы хорошо понимаем, что свою интеллектуальную собственность необходимо защищать и жестко пресекать возможность появления контрафакта на рынке».
Журнал "Автокомпоненты", сентябрь 2013