26 ноября в Экспоцентре состоялась выставка «Цемент. Бетон. Сухие смеси». На выставке было представлено 150 крупнейших российских и зарубежных компаний. Участники обсуждали актуальные темы рынка строительной продукци, в том числе и наличие контрафакта на нем.
По данным Forbes, производство и сбыт контрафактной продукции является вторым (после наркоторговли) криминальным бизнесом. А по степени доходности он даже ее превышает. Доход от сбыта растительных наркотиков достигает 300 процентов, а от сбыта, к примеру, поддельных лекарств — 3000 процентов! Россия занимает седьмое место в мире по сбыту контрафактной продукции. А по его производству — второе место (после Китая). В некоторых категориях товара каждый третий образец — подделка!
Генеральный директор некоммерческого партнерства «Антиконтрафакт» Сергей Столяров, комментируя эти факты, отметил, что нынешние объемы выпуска незаконной продукции в мире 10 лет назад не прогнозировались даже самыми пессимистично настроенными специалистами. Государственные органы нашей страны с контрафактом как-то еще борются. Но не менее важно в этой борьбе поддержать добросовестных производителей. Успешно противодействовать контрафакту возможно только совместными усилиями органов, обязанных бороться с ним по долгу службы, и производителей продукции, подвергшейся подделке. Но они не всегда к этому готовы. Даже заявления о фактах известного им выпуска «пиратской» продукции подаются в органы не во всех случаях. Избегают некоторые добропорядочные производители и передавать сведения о своей продукции для сопоставления ее с «левой», опасаясь дополнительных хлопот. Заставить же покупателей приобретать оригинальные товары и отказываться от «незаконнорожденной» продукции в сегодняшних экономических условиях трудно. Но научить их отличать одно от другого вполне возможно.
В ходе дискуссии отмечалось, что доля некачественного тарированного цемента на рынке составляет от 10 до 40 процентов. Государство ушло из системы контроля качества на строительной площадке. При этом, к примеру, жилищное строительство хоть и медленно, но наращивает темпы. Увеличивается доля монолитно-каркасных строений. Да и поставленную президентом задачу по возведению 140 млн. кв. метров жилья в год никто не отменял. Но при таких объемах контрафакта получается, что до половины зданий может быть построено неизвестно из чего.
С проблемой контрафакта взаимоувязана и проблема качества продукции. Например, возможность упаковки «подозрительного» цемента в мешкотару, а сухих строительных смесей в пакеты провоцирует рост контрафактной продукции. Участники «круглого стола» отмечали, что следует обязать производителей давать сведения о своей продукции на каждой упаковке. Необходимо подумать и о введении сертификационных процедур в области производства строительных материалов.
В целом же законодательство по борьбе с контрафактом нуждается в коренном совершенствовании. Сегодня для привлечения нарушителей к ответственности по ст. УК 180 часть 3 необходимо доказать наличие организованной группы. Но сделать это сложно. Чтобы обвинение могло предъявить в суде такой состав преступления, правоохранительные органы должны проводить масштабные спецмероприятия, на что нет ни персонала, ни достаточного времени. В итоге дела разваливаются.
Также скорейшим образом необходимо принять закон «О складских расписках». Подобные законодательные акты существуют в европейских странах, а недавно их приняли на Украине и в Казахстане. Если аналогичный закон будет работать в России, то он сразу «уберет» значительную часть контрафакта со строительных рынков, так как работники складов будут нести законодательную ответственность за подлинность и качество хранящихся строительных материалов.
Была поддержана также идея создания Ассоциации по борьбе с контрафактом в сфере производства и распространения строительной продукции и материалов, которая могла бы взять на себя часть работы в этой сфере.
Андрей Лоцманов, первый заместитель председателя Комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Российского союза промышленников и предпринимателей, свое выступление посвятил выполнению требований технических регламентов Таможенного союза. В 2012 году были подготовлены Рекомендации по гармонизации технического законодательства Таможенного и Европейского союзов. Это фундаментальный документ объемом 230 страниц. Его можно рассматривать как очередной серьезный шаг на пути сближения систем технического регулирования России, Таможенного союза и ЕС. Он уже получил высокую оценку на уровне рабочей группы по стандартизации Европейской экономической комиссии ООН и размещен на сайте этой организации.
За «круглым столом» затрагивалась и проблема роста импорта цемента, в том числе контрафактного, представляющего угрозу для безопасности строительства в РФ. Российские производители способны полностью обеспечить потребление строительного комплекса страны качественным цементом. Так, в 2012 году потребление цемента в РФ составило 63,8 млн. тонн (+13 процентов по сравнению с 2011 годом), а объем его производства — 61,6 млн. тонн (+10 процентов к 2011 году). В 2013 году будет произведено не менее 70 млн. тонн при росте мощностей по производству цемента до 103 млн. тонн. Отмечалось низкое качество импортного цемента и его несоответствие российским климатическим условиям. Так, согласно заключению испытательно-исследовательского центра строительных материалов, изделий и конструкций ГУП «НИИ «Мосстрой», «…применение сегодня импортного цемента ведет к снижению прочностных характеристик и сроков долговечности строящихся объектов и в ряде случаев должно быть просто запрещено». Усугубляет проблему то, что в России на сегодняшний день отсутствует обязательная сертификация качества цемента и, как следствие, нет и государственного контроля.
Другая угроза связана с ценовым демпингом. Российские производители в противовес многим иностранным не получают от государства средств для модернизации существующих производств и строительства новых заводов.
Цемент в нашу страну импортируется из более чем сорока государств, среди которых Турция, Иран, Китай. Здесь климатические и другие условия (и соответственно требования к характеристикам цемента) значительно отличаются от российских. Импортный цемент не сертифицируется в обязательном порядке. Добровольно сертифицируется только первая партия. Последующие не проверяются на соответствие заявленному качеству и могут быть заменены поставщиком на цемент более низкого качества. При этом соответствующие документы на ряд цементов иностранного производства выдаются сертификационными органами, не имеющими собственных лабораторий и с наличием грубейших несоответствий требованиям ГОСТа. Например, сертификат можно получить за один день, в то время как стандартная процедура проверки качества цемента длится не менее двух месяцев, так как результаты испытаний могут быть известны только на 28-е сутки. Следствием является резкое снижение безопасности построенных объектов, считает исполнительный директор Союза производителей бетона Михаил Киселев.
Актуальную тему поднял Николай Ермаков, член правления Международной ассоциации «Электронная подпись без границ». Проанализировав ситуацию с системами защиты от подделок и контрафакта, в ассоциации разработали собственную систему защиты «FAIR BRAND CONTROL». Она основана на использовании прогрессивных информационных технологий и в первую очередь криптографии. Заключается эта система в следующем. Каждая товарная единица еще на стадии производства и первичной упаковки обеспечивается зашифрованной информацией и адресом, куда ее можно отправить для расшифрования. Эта информация может быть как в визуально читаемом виде, так и в машиночитаемом (например, QR-код). Аналогичная зашифрованная информация размещается на товарных упаковках: ящиках, паллетах, контейнерах. Расшифровать ее может только тот, у кого есть ключ, а им владеет только производитель или другое уполномоченное лицо. Тот, кто заинтересован в проверке, отправляет зашифрованную информацию по имеющемуся адресу. Поступившая информация расшифровывается, и заинтересованное лицо получает эту же информацию уже в открытом виде. Общение «запрос — ответ» происходит по защищенному каналу через Интернет. Вся предоставляемая информация подписывается электронной подписью производителя или уполномоченного лица, а следовательно, имеет статус юридически значимой.
Наталья Костикова, генеральный директор Системы брэндконтроля ДАТ (ООО «Авента — Инфо»), продолжила эту тему анализом современных технологий защиты от контрафакта. Особое внимание она уделила системе «ДАТ-контроль» Эта система дает покупателю возможность проверить куп ленный товар буквально за считанные секунды. Для этого надо отправить, к примеру, SMS с DAT-кодом с этикетки продукта на определенный номер или через Интернет. Тут же придет ответ — вы купили оригинал или подделку. В отличие от многих других систем, которые либо легко подделываются, либо проверяются только специальным оборудованием, DAT доступен практически каждому покупателю. Дело остается за малым — заинтересовать добросовестных производителей строительных материалов использовать такие системы, а покупателей — научить ими пользоваться.
Строительная газета, №50 (10269) от 13 декабря 2013 г.