Падение курса рубля в большей или меньшей степени отразилось на всех сегментах Российского рынка. Где-то в большей, где-то в меньшей степени. Не обошла стороной это встряска и автомаркет. Большое количество импортных автомобилей и соответственно импортных запасных частей привела к резкому скачку цены товара для конечного потребителя.
До снижения курса рубля сегменте моторных масел практически безраздельно правили импортные бренды. Обилие рекламы и заверение о том, что моторные масла именитых компаний лучшие по определению длившееся на протяжении двух десятилетий сыграли свою роль и потребитель «выбирал Pepsi», в нашем случае это Mobil, Shell, Castrol и т.д.
Потуги отечественных производителей доказать, что их продукция не хуже импортных участие и победы в тестах специализированных изданий, использование моторных масел в именитых гонках не давали должного эффекта.
И вот запад наложил на Россию санкции. Курс рубля упал. Канистра импортного масла которая раньше стоила 2500 рублей стала стоить 4000, а та которая стоила 3000 стала стоить 5000. При этом рост цен на отечественные масла был на уровне 30%.
И тут произошло то, что невозможно сделать при помощи рекламы. Потребитель стал читать этикетки и сравнивать цены. Оказалось, что отечественные продукты, которые стоят, чуть ли не в три раза дешевле импортных обладают теми же свойствами.
Свойства моторных масел
В этом месте необходимо сделать небольшое отступление и рассказать о свойствах моторных масел.
Первое, но сегодня далеко не самое главное свойства моторных масле, это вязкость по SAE. Записывается она в таком виде 10W40, 5W30, 5W60 и т.д. первая цифра обозначает низкотемпературную вязкость масла, а вторая высокотемпературную вязкость. Чем меньше первая цифра тем ниже температура застывания масла, а чем ваше вторая тем больше кинематическая вязкость масла при 100 С градусах. Если на пальцах, то первая цифра определяет температуру холодного пуска в мороз, а верхняя качество смазки двигателя на высоких оборотах.
Следующее свойство, это используемая масляная основа или базовое масло. Разные базовые масла имеют разные свойства по стойкости к окислению, что определяет то как долго масло сможет работать в двигателе без замены. Перечислим основные типы базы по стойкости: минеральные масла, полусинтетические масла (доля синтетических компонентов может колебаться от 10 до 50 %), НС – синтетические (гидрокрекинговая синтетика, масло синтезированное из тяжелых нефтепродуктов), PAO – синтетические (масло синтезированное из газа полеальфолефиков), POE – синтетика (масло синтезированное из сложных эфиров).
Дальнейшие свойства масел описываются уже классом качества по стандартам Американского института нефти API и Ассоциации Производителей Автомобилей Европы ACEA. Присваемые классы качество по классификациям этим учреждений включают в себя десятки уже не физико-химических, а эксплуатационных параметров. Они в целом определяют к кому типу двигателя может использоваться масло, какому экологическому классу оно соответствует, как долго оно может работать в двигателе и многое другое. В целом эта классификация должна служить ориентиром по взаимозаменяемости масел различных брендов.
И наконец, мы приближаемся последнему пункту характеризующему применимость моторного масла уже к конкретному двигателю. Это одобрение автопроизводителя. Автопроизводитель выпуская разные типы двигателей, проводит собственную оценку применимости моторного масла для обеспечения качественной и бесперебойной эксплуатации мотора и дает одобрения на использования того или иного масла. Без получения этого одобрения масло не может попасть ни на сервисный центр, ни в гарантийную книжку автомобиля.
Одобрение автопроизводителя
К чему мы это все рассказывали? А вот к чему. Производитель масла должен выдержать много параметров для того чтобы соответствовать всем необходимым критериям. Но последним в списке стоит именно одобрение автопроизводителя. Причем для современных высоконагруженных двигателей наличие подобного одобрения носит не формальный, а необходимый характер.
Одобрение автопроизводителей и адаптация моторного масла под конкретный тип двигателей BMW или Volkswagen это был несомненный плюс импортных масел, который они широко рекламировали, доказывая свое преимущество перед другими производителями. И вот после резкого роста цен потребитель начал открывать для себя то что отечественные масла также имеют одобрения и BMW и Volkswagen и Mercedes вплоть до того что их использование одобрено в гарантийный срок эксплуатации автомобиля и внесено в сервисный лист, а масло используется при конвейерной заливке.
Естественно, что это не произошло по мановению волшебной палочки, а явилось результатом долгой и кропотливой работы. Так компания «Газпромнефть - смазочные материалы» на протяжении нескольких последних лет инвестировала миллионы долларов на апробацию и получения одобрения ведущих мировых автопроизводителей для продукции своих брендов G-Energy и Gazpromneft. Шаг за шагом они получали все новые одобрения для своих масел, для легкового, коммерческого, тяжелого и судового транспорта.
И вот пришло время пожинать плоды.
В 2015 году объем продаж компании увеличился на 11% до 548 тыс. т., а в премиальном сегменте, бренд G-Energy на 69 %. Причем в последнем случае речи идет о росте продаж синтетических или полусинтетических масел, рынок которых был плотно заполнен импортными брендами.
Подделки
Рост курса доллара и евро сыграл с импортными производителями моторных масел еще одну злую шутку. На рынке резко обострилась ситуация с подделками. Мы как бы вернулись назад в 90-е, но только с большим размахом. Если в девяностых контрафакт возился из Польши или же бадяжился на месте мелкими партиями, то сейчас речь идет о промышленном производстве контрафакта непосредственно в России. Так в декабре 2015 года ГУЭБиПК МВД России пресечено крупномасштабное производство контрафактных моторных масел с годовым доходом 12 млрд рублей.
По данным МВД 90 % жалоб на поддельные моторные масла приходится на известные импортные бренды Mobil, Shell, Castrol. По тем же данным, подделывают и российские бренды так 5% из всех жалоб о поделках занимают масла Lukoil.
Ущерб от такой деятельности для автовладельцев невозможно оценить, однако масштаб распространения контрафакта привел уже к тому, что 79% потребителей этот вопрос уже начал беспокоить. Более того, что покупка моторного масла в стандартных точках продаж уже не гарантирует качество продукта.
Защита от контрафакта
Стандартные способы защиты от подделки такие как особая канистра, маркировка, этикетка или голограмма не эффективны. Дельцы, производящие подделки в промышленных масштабах, копируют все особенности этикетки за неделю.
Недавно прочитал статью о том, как не купить поддельное моторное масло, где автор рассказывал, как нужно смотреть облой на канистрах оценивать качество наклейки этикетки, сравнивать типографскую печать. Но апофеозом всего было предложение после покупки заморозить масло в морозильнике и посмотреть на его текучесть и оценить изменение цвета и текучести.
Мне как потребителю необходимость производить подобные сложные манипуляции для того чтобы просто купить канистру с маслом кажутся избыточными. Особенно последняя рекомендация по заморозке масла.
Аналогичную позицию заняли и в компании «Газпромнефть - смазочные материалы». Нельзя на потребителя перекладывать ответственность за экспертную оценку, канистры, этикетки или еще чего либо, поскольку потребитель просто не эксперт в этой области.
Но при этом бороться с подделками нужно. Значит необходимо предложить такой механизм который бы дал возможность в случае сомнения в качестве продукта быстро проверить его подлинность. Несомненно, что способ проверки подлинности должен быть внешний, так как иной будет скопирован.
Код проверки
Компания «Газпромнефть - смазочные материалы» остановила свой выбор на введении уникальных кодов каждой канистры объемом 4-5 литров. Для того чтобы получить это код защиты от подделки необходимо стереть защитный слой под которым он находится. А для проверки отправить СМС с ним на короткий номер, приведенный на этикетке.
Вот и вся процедура.
Если код находится в базе и не был раньше использован то пользователю придет сообщение, что все в порядке. Если же код не верен или же ранее вводился пользователь получит сообщение об этом и предложение связаться компанией по специальному номере для получения инструкций, что ему делать дальше.
Процедура проверки занимает менее одной минуты и проста в реализации, а главное, что ее легко произвести до заливки масла в двигатель.
Система в тестовой эксплуатации работает уже год, а на 2016 год намечен ее официальный старт. Таким образом, компания «Газпромнефть - смазочные материалы» рассчитывает, что доля рынку ее масел выпускаемых под брендами G-Energy и Gazpromneft будет только расти и делает превентивные действия по защите потребителей от возможного контрафакта.
Журнал "Автодела", апрель 2016