Вместе с сокращением на 34% импорта грузовых покрышек с прошлого года в России стали увеличиваться собственные производственные мощности.
Российские производители грузовых шин нарастили производство в 2015 году на 40%. Эксперты и участники рынка связывают это с желанием производителей занять освободившиеся из-за сокращения импорта ниши. Однако с исчезновением китайских шин в России может появиться контрафактная продукция.
Как рассказали «Известиям» в компании «Кордиант», объем производства грузовых покрышек в России в прошлом году вырос на 40% и составил 2,93 млн штук.
Важную роль в этой тенденции сыграло решение Евразийской экономической комиссии о введении антидемпинговых пошлин на китайские грузовые шины в дополнение к действующим таможенным сборам (ставка 10%). Сейчас ставка антидемпинговой пошлины составляет от 14,8% до 35,4% от таможенной стоимости в зависимости от компании. В связи с этим полное восстановление позиций китайских игроков на горизонте пяти лет не ожидается, уверены эксперты «Кордианта».
Однако в связи с принятыми антидемпинговыми мерами в России стоит ждать увеличения контрафактной продукции. Несмотря на отсутствие данных по контрафакту, по словам Дмитрия Сокова, эта проблема всегда остро стояла из-за недостаточно эффективных мер по защите от контрафакта российского шинного рынка. По его словам, за счет «серых зон» в таможенном регулировании на рынок проникает контрафактная продукция с низкими качественными характеристиками.
Китайские подделки автопокрышек — уже не новая тема для Европы и Азии. В середине 2000-х был громкий скандал. Компания Michelin была вынуждена обратиться с иском в Еврокомиссию, требуя запрета продаж в Евросоюзе поддельных китайских автопокрышек для грузовых автомобилей под французской маркой. Тогда, по данным Michelin, по всей Европе было продано около 70 тыс. контрафактных шин. С подделкой грузовых шин в Азии сталкивались такие компании, как Continental и Yokohama.
В настоящее время черный список стран — производителей подделок возглавляет по-прежнему Китай. Такие данные содержатся в докладе Организации экономического сотрудничества и развития, подготовленном совместно с Бюро по интеллектуальной собственности Евросоюза, о ситуации с контрафактом в мире.
По данным доклада, тезисы которого опубликованы в понедельник на сайте системы бренд-контроля DAT, на долю КНР приходится 63,2% мирового контрафакта. Второе место с долей 3,3% занимает Турция, а на третьем месте Сингапур с долей 1,9%.
— Риск использования контрафактных шин в первую очередь заключается в опасности для жизни и здоровья водителей, так как только качественные шины могут обеспечить надежное сцепление с дорогой и управляемость транспортного средства, — сообщили «Известиям» в пресс-службе компании «Нокиан Шина».
Газета "Известия", Надежда Мерешко, май 2016