Эксперты по защите от контрафакта полагают, что каждая вторая автозапчасть на отечественном рынке является поддельной. Мошенники получают сверхприбыль даже от реализации автокомпонентов по ценам ниже оригинала, так как себестоимость изготовления подделок в 2-3 раза ниже в сравнении с затратами добросовестного производителя.
Автолюбитель не может оценить качество запчасти и проследить происхождение детали. У него отсутствуют необходимые компетенции и инструменты контроля. Поэтому производители запчастей внедряют добровольную маркировку DAT-кодом. Покупатель проверяет уникальный DAT-код на автокомпоненте и получает ответ от интерактивного сервиса проверки подлинности (системы бренд-контроля DAT). Это решение выявляет подделку в 100% случаев: если мошенники скопируют DAT-код и размножат его, то система сразу выявит подвох и оповестит покупателя. Производитель маркирует каждую деталь неповторяющимся кодом.
Рассмотрим, какие технологии применяют мошенники для изготовления поддельных автокомпонентов.
- Заводской брак. Некондиция отечественного автопрома зачастую вместо утилизации попадает в розничную торговлю. Автокомпоненты, которые были забракованы производителем или не выдержали обязательные тесты, выдаются нечистоплотными продавцами за оригинальный и качественный товар.
- Восстановление. Так называется процесс придания товарного вида бывшим в употреблении запасным частям, которые потом реализуются как новые и оригинальные. Автолюбителям известны факты о продаже подержанных машин «на запчасти». Далее в мастерских мошенники собирают узлы из деталей, снятых с двух-трех автомобилей. Предварительно б/у детали проходят шлифовку, обработку на станках, покраску. Затем узел собирается заново, но ресурс его работы очень небольшой.
- Изготовление копии детали на заводе в Китае. Размах мошеннических операций может быть разным по масштабу. Для преступников, обладающих значительными финансовыми средствами, становится привлекательной следующая схема. На китайском заводе, который выпускает оригинальные автокомпоненты, размещается заказ на копию фирменной детали. Мошенники ставят задачу нелегальному производителю снизить себестоимость изготовления копии, чтобы получить самую низкую цену. Закупается дешевое низкокачественное сырье, упрощается производственный цикл. Далее контрафактные автокомпоненты незаконно ввозятся в Россию и упаковываются уже на месте.