Миф №1: «Доля рынка и имидж торговой марки не зависят от количества подделок»
Реальность: Подделки способны за достаточно короткое время вытеснить оригинальный продукт из розничных каналов. Доля рынка может значительно сократиться. Но падение продаж будет происходить не только из-за присутствия подделок, но и по причине разочарования в бренде потребителя.
Ведь сознательных потребителей контрафакта (покупателей, которые в момент покупки осведомлены о «черном прошлом» продукции) не так много, не более 10–15%. Остальные приобретают подделку и думают, что это фирменный товар. Неблагоприятный опыт использования подделки приводит к формированию негативного имиджа торговой марки. Потом включается «сарафанное радио»: покупатели начинают критиковать бренд и отговаривать друзей от приобретения «плохого» товара. В результате повторные покупки оригинального товара сходят на нет. Например, на рынке пестицидов подделка может за 2–3 года полностью заместить оригинальное средство защиты растений.
Миф №2: «Подделка всегда дешевле оригинала»
Реальность:Подделки зачастую продаются по цене оригинала или даже дороже! Продавцы контрафакта стали намного хитрее. Если раньше фейк можно было вычислить по супернизкой цене, то сейчас цены на продукцию нелегального происхождения равняются на фирменные товары, чтобы не вызывать подозрений у покупателей. Прошло то время, когда покупатель мог отличить контрафакат только по ценовому уровню, теперь необходимо учитывать несколько факторов: место покупки, наличие сертификатов на товар, качество упаковки, присутствие обязательной информации на этикетке.
Миф №3: «Производство и продажа копий и реплик вполне законна»
Реальность: Копии, версии, реплики – это, как правило, синонимы слова «подделка». Во многих странах подобные товарные ассоциации с подлинным брендом законодательно запрещены. В России, даже если продавец информирует покупателя, что товар является репликой (копией/версией) оригинального, он все равно нарушает закон.
Миф №4: «Бороться с контрафактом бессмысленно»
Реальность: Страны с сильной системой защиты объектов интеллектуальной собственности, эффективной таможенной службой и проактивной позицией правообладателей добиваются значительных результатов по снижению объемов контрафактной продукции. Немалую роль играет законодательная база и судебная практика: суровые наказания (в том числе уголовная ответственность) за преступления в области нарушения авторского и смежного права оказывают «отрезвляющий» эффект на мошенников.
Замалчивание фактов подделки товара правообладателями, пассивность потребителя, равнодушие государства могут привести к серьезным последствиям не только для бизнеса и экономики страны, но и поставить под удар безопасность населения. Сегодня существуют передовые технологии защиты от подделки, которые позволяют покупателю оперативно проверить продукцию на подлинность. Социально ответственные компании могут внедрять на производстве добровольную маркировку DAT-кодом, которая создаст немалые технологические сложности преступникам и удорожит процесс фальсификации упаковки и тары.
Миф №5: «В интернете невозможно вычислить продавцов контрафакта»
Реальность: С одной стороны, на международном уровне реализация подделок посредством электронной коммерции увеличивается примерно на 20% ежегодно. Ожидается, что в будущем продажи по основным продуктовым категориям контрафакта окончательно переедут во Всемирную паутину. Мошенникам проще одурачивать покупателей дистанционно. Фотографии продукции могут не соответствовать действительности, а потребитель не имеет возможности провести визуальный осмотр товара.
С другой стороны, существуют законы и процедуры, которые позволяют остановить бизнес цифровых аферистов. Что делать, если потребитель столкнулся с контрафактом в Интернете? Скачайте нашу книгу «Контрафакт: бизнес на обмане», чтобы узнать подробности.