Многие российские производственные предприятия уверены, что сценарий долгосрочной стратегии, на которой базируется сегодня их деятельность, приходится пересматривать заново с учетом быстроменяющихся приоритетов рынка. Даже стабильная обстановка требует внедрения новых подходов, очевидных уже сейчас.
Производитель обращает внимание на те экономические аспекты, которые ранее не подвергались никакому сомнению, например, на эффективность защиты собственного бренда. В развитие вопроса с одной стороны, требуется организация защиты интеллектуальной собственности разработчика и легального производителя товара, с другой, - обеспечение надежной системы идентификации и прослеживаемости продукции.
Станислав Александрович Ярыгин
главный инженер Дирекции по качеству ОАО "АВТОВАЗ"
Для Волжского автозавода проблема защиты интеллектуальной собственности и своего бренда все более обостряется, так как на розничном рынке запасных частей России стремительными темпами растет реализация автокомпонентов неизвестных и несертифицированных изготовителей, не контролируются продажи автокомпонентов, влияющих на безопасную эксплуатацию автомобилей. Помимо финансовых потерь производителя, возникает угроза безопасной эксплуатации автотранспортного средства, а государство, в свою очередь, недополучает налоговые поступления.
В условиях недостаточной защиты бренда убытки производителей товаров составляют весьма существенные цифры и включают в себя следующее:
- потери от нереализованных лицензий на интеллектуальную собственность предприятия;
- потери от рекламаций, поступающих в гарантийный период эксплуатации;
- потери от присутствия на рынке поддельных автокомпонентов.
Сложная и многогранная проблема охраны интеллектуальной собственности включает в себя юридические, правовые и технические аспекты деятельности разработчиков и производителей товаров.
Имея общеизвестный российский бренд и устойчивую репутационную поддержку, ОАО "АВТОВАЗ" в 2007 году реализовал запасных частей на сумму 4,7 миллиардов рублей. При этом весь рынок запасных частей к автомобилям "LADA" в 2007 году составлял более 100 миллиардов рублей.
В России эксплуатируется около 20 миллионов автомобилей марки "LADA", большинство машин эксплуатируется более 10 лет. Чем старше автомобиль, тем чаще ремонт, этим и объясняется огромная ёмкость рынка запасных частей.
Большой спрос порождает и большое предложение запасных частей на розничном рынке, в том числе и от недобросовестных изготовителей.
Если доля контролируемых ОАО "АВТОВАЗ" поставок запасных частей на розничный рынок невелика, то возникает вопрос, каким требованиям соответствуют автокомпоненты, предлагаемые на розничном рынке? Сколько реализуется запасных частей неавторизованных изготовителей, чья продукция не прошла полного цикла испытаний, не получила одобрения и подтверждения соответствия требованиям конструкторской документации и техническим условиям? Замечу, что такая продукция часто имеет презентабельный внешний вид, красивую упаковку и привлекательную цену.
"Упрощенная" система сертификации автокомпонентов множеством организаций провоцирует наводнение рынка изделиями сомнительного качества, не в полной мере соответствующим установленным требованиям. Ведь многие организации, выдающие сертификаты, не имеют ни серьезных методик испытаний, ни оборудования, позволяющего проводить испытания и исследования автокомпонентов на соответствие установленным требованиям, в том числе и на надежность.
Отсутствие в реестре ФТС РФ и приграничных государств зарегистрированных товарных знаков российских автопроизводителей приводит к массовому ввозу в Россию автокомпонентов зарубежных изготовителей, как правило, не имеющих ни лицензий на производство запасных частей к российским автомобилям, ни лицензий на право использования товарных знаков компаний. Например, компания "BMW" потребовала от таможенной службы Германии запретить юридическим лицам ввоз любой продукции под ее маркой без разрешения самой компании.
Распространению на рынке фальсифицированных запасных частей способствует низкая осведомленность населения об отличительных признаках оригинальных (фирменных) запасных частей и потенциальной опасности использования автокомпонентов неизвестного происхождения и сомнительного качества.
Чтобы защитить собственный бренд и противодействовать обороту фальсифицированных автозапчастей, в начале 2008 года ОАО "АВТОВАЗ" начало внедрение фирменной упаковки для запасных частей к автомобилям "LADA". Были утверждены базовые элементы фирменного стиля применительно к упаковке и маркировке запасных частей для применения в сфере производства, потребления и обслуживания, разработаны и изданы буклеты "Фирменный стиль "АВТОВАЗ" и "Фирменный стиль "LADA".
Актуальность внедрения фирменной упаковки для запасных частей и деталей к автомобилям "LADA" определяется следующим:
- ростом конкуренции на рынке автомобилей и запасных частей;
- возрастающими требованиями к качеству обслуживания клиентов сервисно-сбытовой сети ОАО "АВТОВАЗ".
Исследования маркетологов подтверждают, что внедрение маркировки и упаковки продукции с использованием фирменной символики и элементов фирменного стиля производителя является одним из эффективнейших способов защиты бренда. Демонстрацией подлинности товара в противовес недобросовестным конкурентам должно являться наличие маркировки в виде товарного знака завода на запасных частях, упакованных в фирменную упаковку.
Для организации фирменной торговли запасными частями необходимо принять единообразное толкование следующим терминам:
- "Фирменное наименование" - средство индивидуализации коммерческих юридических лиц. Действующее законодательство не дает легального определения фирменного наименования;
- "Фирменный стиль";
- "Фирменные запчасти";
- "Фирменная упаковка".
Свою эффективность демонстрируют современные системы защиты бренда и системы проверки подлинности товара в режиме on-line, основанные на использовании защитной маркировки или защитных ярлыков со скрытыми идентификационными номерами, латентная маркировка и т.д. Подобные системы защиты особенно актуальны для автокомпонентов, влияющих на безопасность или имеющих высокую стоимость.
Что же можно предпринять для снижения доли фальсифицированных и контрафактных запасных частей на розничном рынке?
На наш взгляд, эффективными будут следующие меры:
- Повышение доли патентной защиты автокомпонентов их разработчиками и производителями, защита интеллектуальной собственности предприятия. Опыт регистрации в Роспатенте объектов промышленной собственности показывает, что от заявки до получения свидетельства (патента) проходит около 2-х лет, что неприемлемо в условиях обостряющейся конкуренции. Назрела необходимость сокращения сроков оформления прав на интеллектуальную собственность.
- Защита подлинников конструкторской, технической и нормативной документации предприятия, а также сопроводительной документации на автомобиль с использованием современных технологий.
- Лицензирование производства запасных частей к автомобилям.
В автомобильной промышленности лицензирование деятельности предприятий по производству запасных частей законодательно пока регламентировано недостаточно четко. Целесообразно разработать систему регистрации в общероссийском электронном реестре юридических лиц, которым предоставляется право на лицензионной основе использовать товарные знаки, изобретения, полезные модели, промышленные образцы и другие технические достижения.
Важным фактором, ограничивающим источники контрафактной продукции, может служить квотирование производства запасных частей к автомобилям.
- Размещение в базе данных таможенной службы РФ и поддержание в актуальном состоянии перечня запатентованных товарных знаков, перечня лицензированных изготовителей и поставщиков автокомпонентов.
- Организация сертификации под эгидой ОАО "АВТОВАЗ" запасных частей к автомобилям "LADA".
Поскольку автомобиль является источником повышенной опасности, существующая система сертификации автокомпонентов и аттестации лабораторий, выдающих сертификаты на запасные части, должна быть подконтрольна государственным органам. - Разработка и внедрение систем идентификации и прослеживаемости деталей, узлов и комплектующих изделий на всех этапах жизненного цикла автомобиля.
- Организация и поддержание в актуальном состоянии тематических сайтов "Внимание: контрафакт!" для информирования потребителей об отличительных признаках оригинальной продукции.
- Организация тесного взаимодействия с правоохранительными органами и Федеральной таможенной службой РФ.
В автомобилестроении наиболее распространенным способом защиты продукции правообладателем или авторизованным производителем является маркирование деталей с присвоением уникального номера, например, маркирование на самоклеящейся этикетке, имеющей уникальный номер, который регистрируется и хранится в базе данных поставщика и в базе данных изготовителя автомобилей в "привязке" к VIN-коду автомобиля. При этом между поставщиком, производителем автомобилей и предприятиями сервисно-сбытовой сети должна быть организована система обмена данными.
Внедрение таких технологий требует значительных затрат и может быть реализовано в рамках национального проекта. Проект будет самоокупаем, так как позволит повысить эффективность производства за счет следующего:
- снижения непроизводственных потерь;
- оптимизации закупок сырья;
- сертификации сырья;
- оптимизации логистических операций учета и движения ТМЦ (товарно-материальных ценностей);
- учета конструкторской, технической и нормативной документации на деталь, узел, комплектующее изделие;
- исключения повторных поставок ранее забракованных ТМЦ;
- внедрения элементов бережливого производства;
- снижения потерь от необоснованных рекламаций в период гарантийной эксплуатации автомобиля.
Опыт внедрения идентификационных технологий выявил необходимость разработки специфических требований к идентификационным материалам. Сравнительно недорогая этикеточная технология должна обеспечить возможности информационного обмена между базами данных "поставщик - потребитель", обеспечить прослеживаемость узлов в процессе сборки автомобиля и, самое главное, в гарантийный период эксплуатации автомобиля.
В настоящее время заводом разработаны единые требования по правилам маркирования: требования к материалу самоклеящихся этикеток и методам их испытаний, определению уровня прослеживаемости, выбору узлов для идентификации. Идет работа по тестированию и подбору идентификационных материалов с оптимальными соотношением "цена-качество". Формируется база данных по отличительным признакам оригинальной маркировки. Вносятся необходимые изменения в нормативную документацию завода.
Организация работы по защите интеллектуальной собственности, лицензированию, внедрению современных технологий по идентификации и прослеживаемости продукции позволяет обеспечить формирование доказательной базы при ведении хозяйственных споров в соответствии с гражданским процессуальным законодательством России.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Любой пакет документов, исходя из вышеизложенного, может рассматриваться как одно из доказательств по делу. Назрела необходимость определиться с минимально необходимым и обязательным набором первичных документов при рассмотрении вопросов по контрафактной и фальсифицированной продукции.
Необходимо, с учетом накопленного опыта, уточнить и ввести единую формулировку контрафактной продукции во всех нормативных документах РФ.
Очень много неясных вопросов при проведении экспертизы представляемых образцов продукции на подлинность. Отсутствуют типовые методики проведения экспертизы на подлинность продукции производственно-хозяйственного назначения, поскольку каждый производитель создает свои методы экспертизы.
Правовые, организационные и технические меры борьбы с поддельной продукцией не дадут желаемого результата без широкого вовлечения общественности в данный процесс. Это невозможно без информированности потребителей об истории происхождения и качестве товара.
Вот почему создание и развитие широкой сети сайтов по охране интеллектуальной собственности и привлечению внимания к подделкам тоже становится сегодня одним из приоритетных направлений деятельности предприятий.