Производители товаров, представители силовых структур и общества защиты прав потребителей сегодня обсудили проблему борьбы с контрафактной продукцией в рамках круглого стола, который прошел в Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате.
Как передает корреспондент Горзаказ.Орг, по данным председателя Межрегиональной ассоциации Общественных объединений потребителей "Северо-Запад" Нонны Лебедевой, контрафактная продукция составляет около 80% российского рынка. В странах Европы эта цифра значительно меньше и составляет порядка 2-3%, сообщила она.
Контрафактная аудио- и видео- продукция занимает 90% всей представленной на рынке, количество обуви и одежды чуть меньше - 40%, лекарства - 20%, косметики - 20%, рассказала Нонна Лебедева.
Эксперты пришли к выводу, что для борьбы с контрафактной продукцией на рынке, необходим целый комплекс мер, среди которых, не только эффективная работа судебных и силовых структур, но и разработка единой технологии защиты товара.
В рамках круглого стола состоялась презентация генерального директора компании "Авента-Инфо", который представил экспертам технологию проверки качества товара - систему бренд-контроля DAT. Принцип разработки в том, что каждая единица товара маркируется стикерами, которые содержат скрытые данные о товаре. Цифровой код на стикере - ключ для запроса товара в цифовой базе данных. С помощью СМС сообщения или сайта компании потребитель может получить информацию о товаре. Эксперты оценили разработку и порекомендовали пути по ее дальнейшему внедрению на рынок.
По словам Виталия Хрусталева, начальника отделения 2 отдела Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка, исполнения законодательства ГУВД по Петербургу и Ленобласти, за последние восемь месяцев сотрудниками ведомства было зафиксировано 1200 нарушений в сфере потребительского бизнеса.
"В результате проверок, по факту нарушения авторских прав было возбуждено 165 дел, что на 19 больше, чем в прошлом году. В целом, Виталий Хрусталев охарактеризовал увеличение дел как положительную тенденцию, однако, подчеркнул, что в ходе работы сотрудники ведомства сталкиваются с рядом проблем. Среди них - сложность в поиске правообладателя товарного знака.
Кроме того, Виталий Хрусталев заявил, что правообладатели часто сами не заинтересованы в судебном разбирательстве против производителей контрафактной продукции. Бороться за свои права в отношении контрафактной продукции потребителям тоже не просто. Даже при 100% доказательной базе, мировые судьи не спешат выносить решение в пользу потребителя, подчеркнула Нонна Лебедева.
По факту же использования чужого товарного знака в этом году ГУВД было возбуждено 1 уголовное дело.
Эксперты планируют объединить свои усилия и принять участие в разработке программы для борьбы с контрафактом. Участники не исключают, что наработки могут стать основой для законодательной инициативы по защите потребителей и производителей от поддельной продукции.