Российские маркетплейсы сталкиваются с серьезным вызовом – ростом доли подделок техники и электроники. Такие выводы сделаны в ходе исследования, в котором было проанализировано 15 тыс. карточек товаров в соответствующих категориях на Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркете», «Сбермегамаркете» и AliExpress. Огромное количество контрафактных товаров в первую очередь относятся к известным международным брендам, таким как Apple, Samsung, Marshall и JBL.
Согласно данным исследования IQ Technology, доля подделок техники на российских маркетплейсах за последний год увеличилась в 2-2,5 раза, достигая рекордных показателей. Например, в сфере смартфонов и ноутбуков подделки составляют 31% предложений (в 2022 – смартфоны 12%, ноутбуки 22%), в сегменте мелкой бытовой техники 34% (в 2022 году 15%). Исследователи отмечают, что больше всего подделок встречается в сегменте смарт-часов и наушников – 63% и 69% соответственно, тогда как год назад подделки этих товаров встречались лишь в трети случаев (35% для смарт-часов и 27% для наушников).
Рост контрафакта на маркет-плейсах обусловлен снижением контроля со стороны покинувших рынок РФ брендов, а также изменениями в законодательстве, которые ограничивают возможности маркетплейсов вмешиваться в описание товаров от продавцов. Такие условия создают крайне благоприятную среду для продавцов контрафакта.
Сами площадки через Ассоциацию АКИТ (объединяет Wildberries, Ozon, DNS и др.) утверждают, что доля контрафакта на их платформах не превышает 0,1%. Они акцентируют внимание на системах отслеживания и рейтингах товаров и продавцов, предоставляемых покупателям. Однако подобные механизмы отслеживания контрафакта вызывают глубокие сомнения.
По оценкам экспертов рынка, доля подделок будет продолжаться расти. В первую очередь это связано с изменением поведения продавцов контрафакта, чувствующие свою безнаказанность в связи с уменьшением мониторинга со стороны производителей-правообладателей.
На этом фоне резко возрастает ценность систем защиты от подделок, которая позволяет распознать контрафакт самим потребителям. В частности, с помощью Системы бренд-контроля DAT покупатель может проверить подлинность за пару минут, и в случае приобретения подделки вернуть товар продавцу, избежав риска использования некачественного товара.