Согласно исследованию, подготовленному Международной торговой палатой (ICC) и Международной ассоциацией по товарным знакам (INTA), к 2022 году общий экономический ущерб от контрафактной продукции может достигнуть 4,7 трлн. долларов США.
Мошенники могут подделывать практически любой продукт. Однако эксперты по защите от контрафакта считают, что существуют факторы, повышающие риски появления нелегальных имитаций товаров.
Фактор риска: Производитель не афиширует факты подделок и не противостоит нарушителям.
Стратегия игнорирования подделок – нередкая модель поведения предпринимателей. Производитель часто опасается, что покупатели могут переключиться на продукты конкурентов, если узнают о подделках. Однако молчание правообладателя играет только на руку мошенникам: они чувствуют безнаказанность, увеличивают обороты производства и продажи нелегального товара. На уровне потребителя происходит потеря доверия к фирменному продукту. Большинство потребителей принимают подделку за оригинал и делают вывод, что «качество испортилось».
Фактор риска: Рынки сбыта с высоким проникновением контрафакта
Существуют рынки, на которых традиционно высокая доля подделок. Специалисты по защите от контрафакта Системы DAT приводят подробную статистику в книге «Контрафакт: бизнес на обмане». Правительство РФ приоритетными для мониторинга контрафакта считает химическую, электронную, пищевую и лёгкую промышленность, а также рынок лекарств и автомобилей, согласно "Стратегии противодействия незаконному обороту промышленной продукции".
Фактор риска: Производитель не оценивает упущенную выгоду из-за наличия подделок
Финансовые консультанты предупреждают, что подделки «съедают» долю рынка фирменного продукта. Начинает падать объем продаж. Мошенники, как правило, наводняют рынок имитациями по заниженной цене, и правообладатель находится в ситуации «ценовой войны», выиграть которую невозможно. В долгосрочной перспективе такие действия могут привести к существенным экономическим потерям со стороны предпринимателя вплоть до банкротства.
Как снизить основные факторы риска производителю:
- Повысить степень защиты продукции от подделок, например, при помощи системы бренд-контроля DAT. Потребитель может проверить товар с DAT-кодом сразу после покупки и выявить подделку.
- Информировать потребителей, как отличить оригинальный продукт от подделки: «дорожные карты», лайфхаки и бесплатный сервис проверки подлинности системы бренд-контроля DAT. Добровольная маркировка может стать сильным конкурентным преимуществом.
- Выявлять продавцов подделок и привлекать к ответственности. Прецеденты судебных разбирательств помогут производителю «очистить» каналы сбыта и наладить связи с партнерами и дистрибуторами.