Потребители при покупке товаров часто полагаются на продавцов, ожидая честности и заявленного качества продукции, которую они приобретают. Зачастую и продавцы возлагают подобные ожидания на своих поставщиков. Является ли нарушением, если продавец реализовал контрафакт, не зная, что поставщик ему отправил подделку?
Основное отличие продавца от покупателя в том, что первый приобретает товар не для личного пользования, а с целью дальнейшей продажи. В связи с этим на продавца возлагается ответственность запросить у поставщика все необходимые документы на продукцию - лицензии и свидетельства, подтверждающие происхождение и качества товара. Если документы не были запрошены или не были предоставлены, значит, высокий шанс того, что полученная партия не имеет легальное происхождение. В таком случае судами признается, что торговая точка осознанно реализует контрафактный товар.
Если же у продавца есть в наличии все необходимые документы, но товар, тем не менее, контрафактный, ответственность в равной мере распространяется на того, кто продал контрафакт торговой точке, а также сопроводил партию поддельными документами.
В Российской Федерации ответственность продавцов за продажу контрафактной продукции регулируется Гражданским кодексом (ГК РФ), Кодексом об административных правонарушениях (КОАП РФ) и Уголовным кодексом (УК). Эти нормативные акты РФ направлены на борьбу с контрафактной продукцией и защиту прав потребителей. Они предусматривают наказания в виде штрафов и иных мер ответственности для продавцов, причинивших ущерб потребителям и правообладателям.